Блок ветер принес издалека история создания. Анализ стихотворения блока ветер принес издалека. Анализ стихотворения «Ветер принес издалёка» Блока

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

История написания стихотворения начинается с любви. Созданное в конце января 1901 года оно пронизано ожиданием, предчувствием скорой весны, встречи с любимой. Той серой петербургской зимой поэт был влюблен в Л. Д. Менделееву, дочь своего друга, но виделись они редко. Приличия не позволяли частых свиданий. И только весной, когда семья Менделеевых выезжала на дачу, Блок мог к ним присоединиться.

Вестником скорой весны выступает в стихотворении ветер. Клочок чистого неба, который Блок не видит, но чувствует, что он есть где-то, полон предчувствия перемен, желания увидеть наконец-то чистое небо полное солнца. В лазури нового неба «плакали зимние бури», словно ощущая свой скорый уход.

Ранние стихотворения поэта пропитаны духом символизма, чрезвычайно распространенного в XX веке направления в искусстве. Основной признак этого течения – доходящий до отчаяния пессимизм. Это отчетливо слышится в следующих строках: «плакали зимние бури», «плакали струны мои». К концу произведения тоска поэта рассеивается, пробивается лучик надежды («Ветер принес издалёка/Звучные песни твои»).

В стихотворении Блока много недосказанности. Автор хочет очень многое поведать читателю, противоречивые чувства терзают его и не дают ясности. Взять хотя бы следующие образы: «где-то светло и глубоко», «реяли звездные сны» и «робко, темно и глубоко». Такая глубокая тоска символизирует невозможность открыться своей любви. И только робкие жесты и «звездные сны» поэт может позволить себе, чтобы не скомпрометировать любимую.

Силлабо-тоническая система стихосложения в стихотворении компенсирует приблизительные рифмы в первом четверостишии. Рифмы последних двух четверостиший – точные. Автор внезапно вдыхает «светло и глубоко» первые строчки, позабыв о правилах стихосложения, а затем, опомнившись, дописывает последние две строфы. Стихотворение состоит из 3 строф (всего 12 строк). Рифмовка в первом четверостишии отсутствует (белый стих). В последних двух – рифмовка перекрестная. Стихотворный размер: трехстопный дактиль.

В первой и третьей строке каждого четверостишия рифма женская, стопа усечена на один слог. Во второй и четвертой – мужская, стопа усечена на два слога. Чередование женской и мужской рифмы для столь искушенного в стихосложении автора снова наводит на мысли о некой влюбленной женщине, имя которой Любовь Дмитриевна Менделеева. Таким замысловатым способом, случайно или намеренно, в мир пробивается мечта о единении двух сердец.

Свадьба Блока и Менделеевой состоялась в 1903 году, но почти до самой церемонии автор не знал - действительно ли он любим. Ведь их встречи были редки и мимолетны. В их семейной жизни было много трагических моментов, но символ любви-весны остался с Блоком навсегда.

История написания стихотворения начинается с любви. Созданное в конце января 1901 года оно пронизано ожиданием, предчувствием скорой весны, встречи с любимой. Той серой петербургской зимой поэт был влюблен в Л. Д. Менделееву, дочь своего друга, но виделись они редко. Приличия не позволяли частых свиданий. И только весной, когда семья Менделеевых выезжала на дачу, Блок мог к ним присоединиться.

Вестником скорой весны выступает в стихотворении ветер. Клочок чистого неба, который Блок не видит, но чувствует, что он есть где-то, полон предчувствия перемен, желания увидеть наконец-то чистое небо полное солнца. В лазури нового неба «плакали зимние бури», словно ощущая свой скорый уход.

Ранние стихотворения поэта пропитаны духом символизма, чрезвычайно распространенного в XX веке направления в искусстве. Основной признак этого течения – доходящий до отчаяния пессимизм. Это отчетливо слышится в следующих строках: «плакали зимние бури», «плакали струны мои». К концу произведения тоска поэта рассеивается, пробивается лучик надежды («Ветер принес издалёка/Звучные песни твои»).

В стихотворении Блока много недосказанности. Автор хочет очень многое поведать читателю, противоречивые чувства терзают его и не дают ясности. Взять хотя бы следующие образы: «где-то светло и глубоко», «реяли звездные сны» и «робко, темно и глубоко». Такая глубокая тоска символизирует невозможность открыться своей любви. И только робкие жесты и «звездные сны» поэт может позволить себе, чтобы не скомпрометировать любимую.

Силлабо-тоническая система стихосложения в стихотворении компенсирует приблизительные рифмы в первом четверостишии. Рифмы последних двух четверостиший – точные. Автор внезапно вдыхает «светло и глубоко» первые строчки, позабыв о правилах стихосложения, а затем, опомнившись, дописывает последние две строфы. Стихотворение состоит из 3 строф (всего 12 строк). Рифмовка в первом четверостишии отсутствует (белый стих). В последних двух – рифмовка перекрестная. Стихотворный размер: трехстопный дактиль.

В первой и третьей строке каждого четверостишия рифма женская, стопа усечена на один слог. Во второй и четвертой – мужская, стопа усечена на два слога. Чередование женской и мужской рифмы для столь искушенного в стихосложении автора снова наводит на мысли о некой влюбленной женщине, имя которой Любовь Дмитриевна Менделеева. Таким замысловатым способом, случайно или намеренно, в мир пробивается мечта о единении двух сердец.

Свадьба Блока и Менделеевой состоялась в 1903 году, но почти до самой церемонии автор не знал - действительно ли он любим. Ведь их встречи были редки и мимолетны. В их семейной жизни было много трагических моментов, но символ любви-весны остался с Блоком навсегда.

Повесть "Тарас Бульба" - одно из самых лучших и интересных произведений Н.В.Гоголя. В повести рассказывается о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке, во время небольшой передышки главного героя между ратными подвигами. Гордость у Бульбы вызывают сыновья Остап и Андрий, приехавшие домой с учебы. Тарас считает, что духовное образование - это лишь часть необходимого молодому человеку образования. Главное же - боевая учеба в условиях Запорожской Сечи. Тарас не был создан для семейного очага. Увидевшись

Василий Владимирович Пукирев - известный русский живописец, прославившийся жанровой картиной "Неравный брак", написанной в 1862 году. В те времена проблема бесправия женщины стояла очень остро. В российском обществе все чаще раздавались голоса в защиту женского равноправия. Эту тему в своем творчестве развил и художник Пукирев. Сюжет картины - нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают замуж за богатого старика. Внешность невесты очаровательна: у нее еще неоформившиеся, по-детски мягкие черты лица, красивые глаза. Невеста бледна, вероятно, она близка к обморо

Читателю, даже не очень внимательному, наверняка бросится в глаза, что в пьесе Чехова практически нет ни одного счастливого человека. Раневская приезжает из Парижа, чтобы покаяться в своих грехах и найти последний покой в родном имении. Прямо по притче о Блудном сыне выстроила она свои последние планы. Но, увы, ей этого сделать не удалось: имение продают с молотка. Раневской приходится возвращаться в Париж к старым грехам и новым проблемам. Верный слуга Фирс заживо похоронен в заколоченном доме. Шарлотта со страхом ждет наступления нового дня, потому что не знает, как в нем дальше

"Реквием" - одно из крупнейших произведений Ахматовой - был написан в 1935-1940 годах. Именно 40-м годом датирован эпилог - последняя часть поэмы. Но к читателю "Реквием" пришел лишь во второй половине 50-х годов, поскольку в 1946 году Ахматова была подвергнута жестокой критике со стороны чиновников и надолго отлучена от литературы. Возможно, в этом отлучении был повинен и "Реквием", и те события, которые положены в его основу. Муж Ахматовой был обвинен в участии в антиправительственном заговоре и расстрелян по приговору недалеко от Петрограда в 1921 году. В "Реквиеме" отражены те чувства,

Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.

Анализ стихотворения «Ветер принес издалёка» Блока

Ранний период творчества Блока отмечен его увлеченностью символизмом и мистицизмом. Стихотворение «Ветер принес издалека…» (1901 г.) — яркий пример обращения поэта к любой незначительной детали, которые он рассматривает в качестве тайных символов и придает им огромное значение.

Наступление весны для Блока — не просто смена времен года. Оно сопровождается таинственными знаками. Задолго до прихода настоящих теплых дней лирический герой слышит «песни весенней намек», который приносит ветер. Одновременно с этим для него открывается «неба… клочок». В «сумерках близкой весны» автор слышит плач «зимних бурь». В сознании лирического героя реальный мир совершенно преображается, в нем происходят скрытые от обычного взгляда перемены, раздаются загадочные звуки.

В последней строфе появляется любовная тема. В этот период Блок увлекался идеями В. Соловьева и его учением о Вечной Женственности. Знаменитая блоковская (Л. Менделеева) не отвечала поэту взаимностью. Но он упорно считал ее воплощением своего женского идеала и добивался руки девушки. «Плачущие струны» лирического героя символизируют его любовную лирику, тоску и печаль от невозможности обрести настоящее счастье.

Блок искренне считал, что они с Менделеевой были рождены друг для друга, а их брак благословлен на небесах. Поэтому родственные души неизбежно тянутся друг к другу. Среди символов приближающейся весны лирический герой различает «звучные песни» своей возлюбленной, которые обращены к нему и свидетельствуют о скором воссоединении двух влюбленных.

Поиск Блоком различных символов и предзнаменований в природе может быть легко объяснен. Поэт редко виделся со своей возлюбленной. Встречи и совместные прогулки происходили только в теплое время года, когда семья Менделеевых приезжала на дачу.

Очень характерно, что произведение «Ветер принес издалека…» было написано Блоком в январе, когда в реальности ни о каких признаках близкой весны не могло быть и речи. Но поэт, находясь в экзальтированном состоянии, уносится в своих мечтах далеко от серой петербургской зимы. Окружающий мир наполняется для него различными предзнаменованиями, которые, в общем-то сбываются. В 1903 г. Л. Менделеева согласилась стать женой поэта.

Стихотворение “Ветер принес издалека” – одно из многих в творчестве Блока, которое он посвятил своей жене, Любови Менделеевой. Чтобы ученики 6 класса могли лучше понять чувства поэта, на уроке литературы можно использовать краткий анализ “Ветер принес издалека” по плану. Это хороший дополнительный материал, помогающий разъяснить тему.

Краткий анализ

История создания – стихотворение относится к раннему периоду творчества Блока, оно написано в 1901 году, когда он уже ухаживал за своей будущей супругой Любовью Менделеевой.

Тема стихотворения – предчувствие весны, которая несет надежду на встречу с любимой женщиной.

Композиция – кольцевая, замыкающей фразой служит “ветер принес издалека “.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль.

Эпитеты “весенняя песня”, “бездонная лазурь”, “близкая весна”, “зимние бури”, “звездные сны”, “звучные песни” .

Метафоры “ветер принес”, “открылся клочок неба”, “плакали бури”, “реяли сны”, “плакали струны” .

История создания

Произведение написано в 1901 году, зимой, когда Александр Блок уже был влюблен в свою будущую жену Любовь Менделееву, но девушка не ответила ему взаимностью и их отношения не были официальными. В начале 20 века к этому относились очень строго, так что поэт не мог видеть любимую так часто, как ему хотелось бы. Приличия предписывали не допускать слишком частых свиданий. И, по сути, наслаждаться общением с будущей супругой поэт мог только весной – семья Менделеевых выезжала на дачу, а Блок, который был с ними дружен, присоединялся.

И мысль о будущей встрече грела его душу серой петербургской зимой, в которой уже чувствовалось дыхание весны. Это ощущение поэт и описал в своем стихотворении “Ветер принес издалека”, история создания которого неразрывно связана с историей его любви.

Тема

Основная тема стиха – это предчувствие весны. Душу лирического героя наполняют смутные ощущения – то мрачные предчувствия, то радость от того, что скоро он сможет увидеться с той, которая ему так желанна. Именно эти ощущения Блок и пытается передать через наполненное символами произведение. Основная идея стихотворения – ощущения влюбленного человека, которому еще не позволено выражать свои чувства открыто.

Он рассказывает о том, как томится человек, которому неизвестно будущее его любви, как ему хочется верить в лучшее и надеяться на взаимность, А символом всех этих надежд выступает весна.

Композиция

Эмоциональная наполненность произведения очень плотная, чему способствует и закольцованная композиция. Если в начале этого трехстрофного стихотворения поэт настроен пессимистично, то конец – это скорее описание хорошего, светлого предчувствия.

Ветер символизирует в произведении приход скорой весны, предвещает ее. Лирический герой не видит пока чистого неба, но ощущает, что скоро наступит момент, когда можно будет насладиться наступлением весны. Он хочет, чтобы это время пришло поскорее и говорит о том, что зимние бури плачут – как будто чувствуя, что им недолго осталось царить на земле.

Вторая строфа иносказательно говорит о том, что Блок страдает из-за невозможности выразить свои чувства, которые пока что прячутся “робко темно и глубоко” . Он может позволить себе только сны, в противном случае его поведение может скомпрометировать дорогую ему женщину.

Наконец, третья строфа показывает, что тоска поэта понемногу рассеивается, он уже слышит звучные песни и чувствует, что впереди его ждет что-то хорошее. И действительно – в 1903 году Блок и Менделеева поженились.

Жанр

Это лирическое стихотворение – несмотря на пейзажные элементы, поэтические строки служат для того, чтобы передать чувства поэта, испытываемые им эмоции. Этот жанр помогает Блоку выразить то, что мучает его и то, что он хотел бы открыть миру.

Произведение написано трехстопным дактилем, который, в сочетании с перекрестной рифмовкой, делает его легким для восприятия. С умыслом Блок использует также чередование женской и мужской рифмы: таким образом он демонстрирует свою мечту о единении с возлюбленной.

Средства выразительности

Не только символы, но и классические тропы использует Блок в своем стихотворении, чтобы передать настроение и донести мысль. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “весенняя песня”, “бездонная лазурь”, “близкая весна”, “зимние бури”, “звездные сны”, “звучные песни” .
  • Метафоры – “ветер принес”, “открылся клочок неба”, “плакали бури”, “реяли сны”, “плакали струны” .

С их помощью автор передает свои сомнения в ответном чувстве – уж слишком мимолетными были встречи с будущей невестой, показывает все сомнения, которыми мучается влюбленное сердце, и в то же время – все надежды, которые его питают. Поэт не знает, что ждет их впереди, но хочет думать, что будущее будет хорошим.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 19.

Что же удалось услышать стихотворцу в порывах ветра? Таким вопросом задается каждый, читающий строки «Ветер принес…». И не так просто ответить, ведь атмосфера стихотворения туманна, загадочна, а ветер приносит вовсе не одну весть.

Стих был создан Блоком на старте литературной карьеры. Совсем юный, в 1901 году, на исходе второго зимнего месяца, он ощущает первый клич весны. Это предчувствие, легкий намек. Как песня надежды врываются свежие потоки воздуха в комнату поэта. Большая часть зимы наконец миновала, и рисуется в поэтическом воображении

Просвет небесной лазури. Серые тучи вальяжно расступаются, нехотя, грозно; бури «плакали», чуя последние моменты властвования на земле. И «струны» души Блока сочувственно и созвучно тоскуют.

Новый поток воздушных волн приносит теперь иные песни. Но чьи же? Возможно, речь заходит о любимой женщине поэта. Он был самоотверженно влюблен в Любовь Менделееву. Их редкие встречи случались по приходу весны, на даче. Блок радуется первым весенним звоночкам, в которых слышится ему голос возлюбленной. Двумя годами позже эта пара обручилась – хорошие предчувствия автора не обманули.

Блок принадлежал к тому времени,

Когда на пике популярности в кругах литературной интеллигенции было направление символизма. Образность, скрытый смысл, таинственность – все это присутствует в произведении «Ветер принес…». Силы природы олицетворены, насколько это возможно, выражая полноту символизма. «Звездные сны» упоминаются автором в конце второй строфы, снова нагоняя туман.

Состоящее из трех строф стихотворение написано то белым стихом, то перекрестной рифмой. Трехстопный дактиль изобилует противоречивым смысловым содержанием. Доходящая до отчаяния зимняя хандра озаряется светом предчувствия весны, перемен. Эпитеты грусти рассеиваются солнцем. Автор использовал противоположные по смыслу слова: «темно» и «светло». Контрасты играют и навевают дымку загадки.

Юное сердце Блока еще наполнено робкими, радостными ожиданиями. Тенденция к большему драматизму в творчестве проявится чуть позже. А пока поэт всеми мыслями погружен в мечту о единении любящих сердец.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»