Центр повышения квалификации среднего медперсонала. Дополнительное профессиональное образование медицинского персонала. Профессиональная переподготовка медработников

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Средним медработником является специалист со средним медицинским образованием. Обязанности такого специалиста зависят от характера и задач конкретного медучреждения. Под руководством врача он ухаживает за пациентами и принимает активное участие в их лечении. Повышение квалификации медицинского работника является необходимостью, ведь он должен оставаться в курсе последних тенденций в области.

В некоторых случаях медработник действует самостоятельно - на здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах. Там он оказывает доврачебную лечебную помощь и проводит санитарно-профилактические работы. Кроме того, каждый средний медицинский работник должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.

  • в больницах и поликлиниках - старшие и палатные медсестры, лаборанты, массажистки, и др.;
  • в диспансерах, детских и женских консультациях - патронажные сёстры;
  • на санэпидстанциях — дезинфекторы, помощники санитарных врачей и др.;
  • на фельдшерско-акушерских пунктах и здравпунктах - акушерки, фельдшеры;
  • в аптеках, аптечных складах - фармацевты со средним специальным образованием.

Если Вы хотите углубить свои знания и улучшить навыки, то повышение квалификации медицинских работников в колледже «Галактика» - это отличный выбор!

Наши высококвалифицированные и опытные преподаватели расскажут Вам обо всех новшествах из области медицинской сферы, ведь теоретическая и практическая базы постоянно обновляются. Вместе с этим изменяется и законодательство. Поэтому каждый средний медработник должен регулярно проходить повышение квалификации.

Курсы повышения в «Галактике»

В колледже действует центр переподготовки медработников, где учатся студенты не только из России, но и некоторых других стран мира. Преподаватели центра стараются найти индивидуальный подход к каждому слушателю курсов. У нас можно получить необходимые знания и навыки по следующим разделам:

  • первая медицинская помощь;
  • введение различного вида инъекций;
  • анатомия и физиология человека;
  • уход за новорождёнными.

Повышение квалификации медицинских работников в «Галактике» - это качество обучения и доступные цены. Каждый слушатель курса узнает во время переподготовки что-то интересное и новое для себя. По окончании сертификационного периода и успешной сдачи экзамена Вы получите сертификат.

Почему стоит выбрать наш колледж

Действующее законодательство устанавливает специальные требования к допуску лиц для занятия медицинской деятельностью. В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Данная норма действует до 1 января 2026 года. При этом с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации появилось у лиц, получивших медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Отметим, что полный переход к аккредитации специалистов должен произойти до 1 января 2026 года.

Кроме того, к медицинским работникам для осуществления медицинской деятельности установлены квалификационные требования и характеристики:

  1. Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее - Приказ Минздрава № 707н);
  2. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»* ;
  3. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее - Приказ Минздравсоцразвития № 541н).

* Указанный Приказ вступил в законную силу 22 марта 2016 года. Данным приказом к ряду медицинских специальностей установлено требование о прохождении профессиональной переподготовки (например, по специальности «акушерское дело» при наличии среднего профессионального образования по специальности «лечебное дело» необходимо пройти профессиональную переподготовку по специальности «акушерское дело» и т.д.). До принятия указанного акта правовая регламентация вопросов профессиональной переподготовки данной категории медицинских работников отсутствовала и проводилась в форме специализации при первичном получении сертификата специалиста, а также при смене специальности. На практике применялся Приказ Минздрава России от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», что даже следует и из вышепринятого письма Минздрава России. Однако данный акт никогда не имел статуса нормативного правового акта. Кроме того, ни Закон 323-ФЗ, ни Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н не содержали и не содержат требований к среднему медицинскому персоналу о прохождении специализации, как и собственно прохождения профессиональной переподготовки. В настоящее время для медицинских работников со средним медицинским образованием профессиональная переподготовка с выдачей соответствующих дипломов не проводится образовательными организациями на территории РФ.

Стоит отметить, что еще в марте 2016 года в своем письме от 29.03.2016 № 16-5/10/2-1907 Минздрав России дал пояснения о том, что им осуществляется разработка примерных дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка и/или повышение квалификации) медицинских работников со средним медицинским образованием. Однако до настоящего времени подобные программы не приняты, за исключением Примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад , со сроком освоения 72 академических часа по теме: «Санитарно - авиационная эвакуация » (Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 440н).

Причем тем же письмом Минздрава России от 29.03.2016 разъяснено, что «учитывая, что понятия «усовершенствование» и «специализация» не регламентированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», до утверждения примерных дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации предлагаем руководствоваться приказом Минздрава России от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» в части реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации».

Также следует обратить внимание еще на одно письмо Минздрава России, касающегося вопроса допуска к осуществлению профессиональной деятельности медицинских специалистов со средним медицинским образованием, а именно от 06.09.2016 № 16-5/10/2-5597. В данном письме Минздравом России, еще раз напоминая о новом Приказе от 10.02.2016 № 83н со ссылкой на статью 12 Трудового кодекса РФ разъяснено, что те специалисты, которые прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования в рамках циклов специализации и усовершенствования в соответствии с приказом № 186 от 05.06.1998, могут продолжать осуществлять медицинскую деятельность. Документы, полученные данными специалистами по окончании обучения по программам дополнительного профессионального образования, в том числе сертификаты специалистов, сохраняют юридическую силу и действуют до истечения указанного в них срока.

Исходя из смысла ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) представляет собой вид образования, направленный на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие медицинского работника, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, реализуемого посредством дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

В соответствии со ст. 73 Закона № 323-ФЗ одной из обязанностей медицинских работников является обязанность совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При невыполнении данного требования, медицинские работники не могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности.

Необходимость ДПО для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса РФ). В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или ДПО работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Необходимо отметить, что медицинские работники в соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ и ст. 72 Закона № 323-ФЗ имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Однако, медицинские работники могут реализовать данное право только после допущения к осуществлению медицинской деятельности.

В соответствии с частью 5 ст. 196 ТК РФ работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Под созданием работникам необходимых условий для совмещения работы с получением образования необходимо понимать в первую очередь предоставление им условий труда, обеспечивающих непрерывность и полноценность учебного процесса, успешное сочетание трудовой деятельности и обучения. Сказанное означает, что работникам, которые обучаются без отрыва от производства, должны быть предоставлены: а) возможность посещать занятия и б) время для самостоятельной подготовки. Режим их труда и отдыха подлежит корректировке в соответствии с потребностями учебного процесса.

Вместе с тем предоставление работникам, совмещающим работу с получением образования, гарантий и компенсаций, по сути, также направлено на обеспечение сочетания трудовой деятельности и обучения. В частности, ТК предусматривает ряд гарантий и компенсаций работникам, которые без отрыва от работы получают высшее или среднее профессиональное образование по соответствующим образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию (см. ст. ст. 173 - 174, 177 ТК и комментарии к ним).

Кроме того, ТК предоставляет определенные гарантии работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы (см. ст. 187 ТК и комментарий к ней).

Дополнительные гарантии работникам, совмещающим работу с получением образования, могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (далее - Постановление Правительства № 291) соответствие медицинских работников квалификационным требованиям, а также регулярное прохождение ими ДПО (не реже 1 раза в 5 лет прохождение повышения квалификации) являются одними из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства № 291 в числе прочих лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату), указаны следующие:

  • наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» ;
  • наличие у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
  • наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
  • повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет (требование не распространяется на соискателей лицензии).

При подаче заявление на получение лицензии с нарушением требований, установленных действующим законодательством (и последующем их не устранении), лицензирующий орган возвращает заявление и прилагаемые к нему документы с мотивированным обоснованием причин возврата. При прохождении лицензионной проверки медицинская организация, уже имеющая лицензию, то есть являющаяся лицензиатом, может быть привлечена к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, обозначенных выше.

Одним из нормативно-правовых актов, регулирующих порядок организации ДОП образовательными организациями, является Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (далее - Приказ от 01.07.2013 г. № 499).

В соответствии с Приказом от 01.07.2013 г. № 499 к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

  1. Лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  2. Лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Более подробно сведения о квалификации медицинских работников рассмотрено в статье: « ».

Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях установлены соответствующим Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее - Приказ Минздрава № 66).

Совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде:

  1. Повышения квалификации;
  2. Профессиональной переподготовки;
  3. Стажировки.

Профессиональная переподготовка по содержанию может быть не связана с имеющимся образованием и преследует цель обучения работника выполнению нового вида медицинской деятельности. А повышение квалификации преследует цель получения новой компетенции в рамках ранее избранной специальности. Повышение квалификации медицинских работников должно проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.

Сроки, формы, содержание и технология обучения по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями самостоятельно. Однако, действующее законодательство устанавливает обязанность соблюдать при реализации соответствующих образовательных программ требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности) и потребностью работодателя.

Как указано выше в настоящей статье, повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинских работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями и характеристиками, утвержденными Приказом Минздрава РФ № 707н и Приказом Минздравсоцразвития № 541н.

Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (п. 6 Приказа Минобрнауки № 499). В настоящее время Приказ Минобрнауки № 499 не разделяет ДПО на виды обучения. Можно отметить, что ранее действовало Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (утратило силу), в соответствии с которым повышение квалификации включало в себя следующие виды обучения:

  1. Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  2. Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно- техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  3. Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

В настоящее время выше приведенная классификация применяется на практике, несмотря на утрату силы вышеназванного Постановления Правительства № 610.

Обращаем внимание, что минимальный срок ДПО в соответствии с Приказом Минобрнауки № 499 сокращен: при повышении квалификации минимум 16 часов (ранее - минимум 72часа), при профессиональной переподготовке - минимум 250 (ранее - минимум 500 часов). Хотя в сфере здравоохранения до сих пор проводят более длительные программы ДПО: повышение квалификации - 72 часа или 144 часа и профессиональная переподготовка - более 500 часов.

Обычно сертификационные циклы повышения квалификации рассчитаны на 144 часа, а 72-часовые циклы проводятся в рамках различного рода тематических усовершенствований (ТУ), например, цикл по Организации деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ или Основы экспертизы временной нетрудоспособности. Такие ТУ представляют из себя краткосрочный вид повышения квалификации и сопровождаются выдачей только соответствующего удостоверения.

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Срок обучения профессиональной переподготовки по медицинским специальностям, как уже было сказано выше, все равно сохраняет свой старый норматив - свыше 500 часов (около 4 месяцев), несмотря на утверждение новой минимальной границы в 250 ч.

Результаты обучения по программе профессиональной переподготовки должны соответствовать результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, а также направлены на приобретение новой квалификации, требующей изменение направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) полученного ранее профессионального образования, должны определяться на основе профессиональных компетенций соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов.

Подпишитесь на нас

Согласно нормам законодательства и положениям федеральных государственных стандартов РФ, медицинские сестры должны проходить образовательные программы повышения квалификации с регулярностью не реже, чем один раз в пять лет. При этом, если медицинское учреждение является государственным, прохождение таких курсов для работающих в нем медсестер и медицинских братьев организовывается за счет государственного бюджета.

Если же конкретные медицинские братья и медсестры являются сотрудниками частных медицинских лечебно-профилактических учреждений, то прохождение ими курсов повышения квалификации организовываются за счет работодателя или же за счет собственных денежных средств данных работников. Точно так же и представители среднего медицинского персонала, работающие в госучреждениях медицинского профиля и желающие проходить чаще одного раза в пять лет, каждое дополнительное прохождение образовательной программы должны оплачивать из своих личных финансовых сбережений.

Примеры программ повышения квалификации медсестер

  1. Сестринское дело в хирургии . Программа состоит из 144 академических часов. Стоимость обучения, в среднем - 14 200 рублей. Курс предназначен для медсестер учреждений первичной санитарной медицинской помощи, а также медсестер клинической и амбулаторной хирургической практики, медицинских сестер хирургических отделений. Содержание программы:
  • Введение в особенности работы среднего медицинского персонала в процессе проведения хирургической операции;
  • Особенности организации работы хирургического отделения в стационарном сегменте функционала поликлиники;
  • Хирургическая деятельность медсестры;
  • Работа медсестры в предоперационный период;
  • Частная хирургия, а также сестринское дело в условиях ухода за пациентом, страдающим хирургическими заболеваниями или имеющим травмы;
  • Работа медсестры в случае неотложных и критических состояний здоровья пациента;
  1. Сестринское дело в педиатрии . Стоимость прохождения данной программы составляет, в среднем, от 14 200 до 21 000 рублей. Суммарное количество академических часов - 144. Курс предназначен для медсестер общеобразовательных школ и дошкольных учебных заведений, а также участковых медсестер поликлиник. В конце программы слушатели курса сдают итоговый аттестационный экзамен. Основные разделы программы:
  • Философия сестринского дела в свете здравоохранительной политики и реалий системы здравоохранения в РФ;
  • Инфекционный контроль;
  • Работа медсестры при диспансеризации здоровых детей;
  • Неотложные и критические состояния здоровья у детей;
  • Работа медсестры в условиях реабилитации и диспансеризации детей, перенесших различные заболевания;
  1. Сестринский уход за новорожденными . Программа может состоять из 216 или 144 академических часов. Расширенные программы включают в себя дополнительные учебные мероприятия, такие как практикумы и занятия в центрах симуляции реальных условий. Соответственно, стоимость прохождения данных курсов составляет, в среднем, от 14 200 до 19 800 рублей. Подразделы программы:
  • Политика РФ в сфере здравоохранения и современные реалии системы медицинского обслуживания населения в РФ;
  • Работа (медбрата) в отделении для новорожденных;
  • Уход за здоровым новорожденным;
  • Инфекционный контроль;
  • Медсестринский уход за новорожденным, страдающим теми или иными заболеваниями.

Топ-5 учреждений, где можно пройти данные образовательные программы

Если вы решили пройти курсы повышения квалификации по собственной инициативе и возможно даже «сверхурочно», то есть во второй или третий раз за 5 лет, вы сами можете выбрать организацию для прохождения соответствующей образовательной программы. Это может быть вуз, колледж, центр или даже училище повышения квалификации среднего медперсонала. Ниже представлены 5 учебных организаций, реализующих такие программы и являющихся наиболее популярными среди пользователей российского сегмента сети Интернет:

  1. Высшая медицинская школа (Москва);
  2. УЦ АМФВ РФ (учебный среднего медперсонала, а также высших медицинских работников при ассоциации медицинских вузов РФ);
  3. ЦНТИ «Прогресс» (Санкт-Петербург);
  4. АМО им Ф.И. Иноземцева (академия в Санкт-Петербурге);
  5. Спб ЦПО ФМБА РФ (Санкт-Петербург).

Специфика повышения квалификации медсестер и альтернативы

В зависимости от тематики, цели и задачи, которые могут преследовать курсы повышения квалификации медсестер, как и специфика реализации соответствующих образовательных программ, могут быть различными.

Например, повышение квалификации медсестер в рамках программы, связанной с уходом за новорожденными, в слушателях курса развивается критическое мышление и формируются актуальные профессиональные компетенции, связанные с работой в акушерском отделении. Также, задачей такого курса является внедрение в спектр навыков медицинской сестры или медбрата умения использовать алгоритмы сестринского обследования, планирования своей профессиональной деятельности и оказания правильной высококвалифицированной доврачебной помощи.

В то же время, подготовка медицинских сестер по программе повышения квалификации, направленной на изучение работы среднего медицинского персонала в условиях хирургического отделения, преследует цели научить слушателей курса широко применять передовые знания и навыки по своему профессиональному профилю и развить в них клиническое мышление, а также сформировать в участниках данной образовательной программы профессиональные компетенции, связанные с качественным обслуживанием процесса проведения хирургической операции.

Если по тем или иным причинам, вам не подходит ни одна из многочисленных программ повышения квалификации, вы можете пройти обыкновенные курсы, семинары или тренинги, бесплатные или платные, после завершения которых вам будет выдано свидетельство о том, что вы действительно были участником той или иной образовательной программы. Следует отметить, что без соответствующего профильного образования, наличие у вас такого свидетельства не несет в себе практически никакой ценности. Впрочем, на таких курсах вы можете повысить уровень своих знаний в той или иной отрасли, расширить свой профессиональный кругозор и пополнить спектр имеющихся у вас навыков.

Примером такой программы можно назвать курс начальной медицинской подготовки «Младшая медсестра», направленный на дополнительное, последипломное обучение косметологов и массажистов. Стоимость прохождения программы составляет 9700 рублей, длительность обучения - 42 академических часа. Содержание курса:

  • Человеческая физиология и анатомия;
  • Медицинские термины и основы фармакологического дела;
  • Сестринское дело;
  • Первая помощь при обострении хронических болезней;
  • Введение инъекций различных видов.

Фактически, работать в аккредитованном медицинском учреждении медицинской сестрой после такого курса вы не сможете, если до этого у вас не было диплома о НПО или СПО соответствующего профиля. То есть, никаких новых «привилегий» прохождение такой программы обучения перед вами не откроет. Да и заменой повышению квалификации такой курс служить не может. Зато, после добросовестного обучения по такой программе вы будете знать основы ухода за больными людьми и стариками, что при тех или иных обстоятельствах может пригодиться вам в повседневной жизни.

Модуль I. «Работа медсестры медицинского учреждения»

1. Организация работы медицинских учреждений

1.1. Государственная система здравоохранения в России.
1.2. Основные типы учреждений здравоохранения.
1.3. Правила внутреннего трудового устава медицинской организации.
1.4. Профессиональные стандарты и должностные инструкции медицинского персонала.

2. Гигиена и экология человека. Безопасная среда для пациента и персонала

2.1. Наука об иммунитете. Наука об инфекции.
2.2. Внутрибольничная инфекция. Инфекционный контроль. Санитарно-эпидемический режим ЛПУ. Профилактика ВБИ.
2.3. Профилактика вирусных заболеваний: гепатиты и ВИЧ-инфекции.
2.4. Безопасная больничная среда. Лечебно-охранительный режим. Правила приема пациента в стационар.
2.5. Режимы и правила питания и кормления пациента.
2.6. Основные правила бомеханики в сестринской практике. Положение, перемещение и транспортировка больных.
2.7. Личная гигиена больного. Санитарно-гигиеническая обработка больных. Санитарная обработка и уход за состоянием кожных покровов

3. Сестринское дело в терапии и гериатрии

3.1. Уход за пациентами с различными заболеваниями:
- сердечно-сосудистой системы
- органов дыхания
- ЖКТ
- эндокринной системы
- почек
- опорно-двигательного аппарата
- кровеносной системы
- соединительной ткани
3.2. Сестринские навыки при острых аллергических заболеваниях.
3.3. Особенности гигиены и ухода за больными в пред- и послеоперационном периодах, при других зболеваниях и показаниях к лечению.

Модуль II. «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС»

1. Сестринское дело в хирургии и травматологии

1.1. Особенности организации.
1.2. Организация сестринского дела в предоперационном, операционном и послеоперационном периодах. Наблюдение жизненных функций пациента.
1.3. Уход за стомированными пациентами.
1.4. Уход за пациентами, испытывающими боль.
1.5. Основные послеоперационные осложнения и их профилактика. Диагностика и лечение.
1.6. Правила фиксации травмированной области тела.

2. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях

2.1. Основные инфекционные болезни. Инфекционный процесс.
2.2. Эпидемиология.
2.3. Профилактические мероприятия внутрибольничных инфекций и заболеваний.
2.4. Сестринский процесс при различных инфекциях (кишечных, дыхательных путей, ВИЧ-инфекций (СПИД), трансмиссивных).

3. Сестринское дело при кожных и венерических заболеваниях

3.1. Основы дерматовенерологии.
3.2. Диагностика кожных и венерических заболеваний.
3.3. Венерические болезни.
3.4. Кожные заболевания.

4. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии

4.1. Акушерско-гинекологическая помощь. Строение женских органов таза и плода.
4.2. Беременность, физиология и патология. Обследование и наблюдение беременных, подготовка к родам.
4.3. Наблюдение и уход за беременными с осложнениями.
4.4. Роды и родоразрешение.
4.5. Послеродовый период.
4.6. Сестринский уход в гинекологии. Обследование пациентов с гинекологическими заболеваниями.
4.7. Нарушения менструального цикла. Воспалительные заболевания. Бесплодие.
4.8. Предопухолевые заболевания. Доброкачественные и злокачественные опухоли.
4.9. Методы лечения в гинекологии.

5. Лекарствоведение

5.1. Виды и группы лекарственных препаратов. Фармакотерапевтические действия препаратов на организм человека.
5.2. Применение лекарственных средств по назначению врача. Рекомендации пациенту по применению лекарственных средств.
5.3. Формы лекарств, пути введения, виды их действия и взаимодействия.
5.4. Побочные эффекты. Реакции и осложнения.
5.6. Правила составления рецептурных бланков.

6. Оказание сестринской паллиативной помощи

6.1. Принципы паллиативной медицины и концепция паллиативной медицинской помощи.Организация и модели оказания паллиативной медицинской помощи (ПМП) в мире и России.
6.2. Практические рекомендации по внедрению Порядка оказания ПМП детям (Приказ МЗ № 193н от 14 апреля 2015 года); Основные индикаторные показатели подпрограммы 6 Государственной программы «Развитие здравоохранения в РФ».
6.3. Основные показания для паллиативной помощи и практические особенности оказания ПМП пациентам. Прогностические и нозологические группы паллиативных пациентов. Дифференциальный подход к оказанию помощи различным группам пациентов.
6.4. Диагностические и леченые процедуры при хронической боли у неизлечимых больных. Проблемы обезболивания.
6.5. Организация выездной паллиативной помощи. Наблюдение и уход на дому при клинических проблемах, не связанных с основным заболеванием.
6.6. Паллиативная медицинская помощь при неонкологических и онкологических заболеваниях.
6.7. Международные этико-правовые нормы паллиативной помощи.
6.8. Психологические и социальные аспекты общения с пациентами, родственниками и ближайшим окружением.
6.9. Особенности оказания паллиативной помощи детям.
6.10. Барьеры для полноценной реализации принципов хосписно-паллиативной помощи.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»