Что такое ууд и зачем они нужны. Понятие универсальных учебных действий

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

рентоспособными на межрегиональном, федеральном и даже международном уровнях. Об этом свидетельствует успешное участие участников Программы РИП в российских и международных конкурсах и иных мероприятиях.

Для решения этой проблемы Институтом регулярно организуются межрегиональные выставки-ярмарки инновационных образовательных проектов, проводятся иные научно-методические и научно-практические мероприятия. С 4 мая 2007 года реализуется соглашение о сотрудничестве между УИПКПРО и Редакцией Интернет-портала «Инновации в образовании» (статистика посещаемости сайта: 450-500 посещений в день, до 3500 посещений в неделю), в соответствии с которым стороны договорились объединить свои усилия с целью освещения и продвижения в открытом доступе Интернет-результатов инновационной де-

ятельности образовательных учреждений региона, являющихся участникам областной Программы РИП.

Очевидно, что разрешение этих актуальнейших проблем благоприятным образом скажется на экспериментальной деятельности и инновационного движения ОУ как ресурса развития образования области.

Литература

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2009 года «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

3. Августовские совещания педагогов // Образовательное право. - 2008 - № 24 от 12 июня 2008 г. - С.5.

В статье раскрывается содержание понятия «универсальные учебные действия», описывается их значимость в условиях нового предназначения школы

Карабанова Ольга Александровна,

доктор психологических наук

ЧТО ТАКОЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ

Ключевые слова: цели школьного образования; жизненный опыт ребенка; умение учитьСЯ (учить СЕБЯ); основные универсальные учебные действия: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем

заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, про-

ектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие

жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Примеры формирования универсальных учебных действий (УУД) мы можем увидеть в изданиях комплекта «Перспектива», 1 класс

При разработке Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения большое внимание уделяется программам формирования и развития УУД.

Cлайд 1

Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны?

Cлайд 2

Глоссарий ФГОС Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Cлайд 3

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

Cлайд 4

Формирование умения учиться Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Cлайд 5

Универсальные Учебные Действия Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».

Cлайд 6

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Cлайд 7

Что же дают универсальные учебные действия? - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

Cлайд 8

Что же дают универсальные учебные действия? - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться обеспечивает готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Cлайд 9

Что же дают универсальные учебные действия? обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Cлайд 10

Что же дают универсальные учебные действия? Таким образом, универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Cлайд 11

Что же дают универсальные учебные действия? Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками и всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Cлайд 12

Универсальные учебные действия: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию 3) познавательные, логические, познавательные и знаково- символические; 4) Коммуникативные действия

Cлайд 13

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего

Cлайд 14

Личностные действия самоопределение жизненное личностное профессиональное действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания ориентации В социальных ролях В межличностных отношениях

Cлайд 15

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Обеспечивают последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивают базу будущего профессионального образования и самосовершенствования

Cлайд 16

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности Целеполагание, как постановка учебной задачи Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Элементы волевой саморегуляции как способности к волевому усилию

Cлайд 17

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Cлайд 18

Познавательные действия Общеучебные знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска моделирование и преобразование модели Выбор наиболее эффективных способов решения задач Универсальные Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Синтез, как составление целого из частей Сравнение Сериация Классификация объектов Построение логической цепи рассуждений, доказательств Решение проблем творческого и поискового характера

Cлайд 19

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Cлайд 20

Коммуникативные действия Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели и функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Разрешение конфликтов - выявление альтернативных способов решения проблемы – умение договариваться Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Владение диалогической и монологической формами речи

Cлайд 21

Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Cлайд 22

«Чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения». академик РАО Лазарев В. С. Как развивать универсальные учебные действия?

Cлайд 23

Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ действий нужно: ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как; выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата; дать им возможность построить способ действия; обеспечить правильную оценку результата; проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа); выработать вместе с ними “правильный” способ действия (привести их к нему); повторно решить задачу (выполнить действие)

Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

  • Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
  • Формируют психологические способности обучающихся
  • Они находятся в основе любой деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

  • самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
  • смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей .

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

  • Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
  • Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.
  • Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
  • Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

  • Целеполагание : определение цели и учебной задачи;
  • Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
  • Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
  • Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
  • Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

  • Составление плана
  • Обсуждение плана решения учебной задачи
  • Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:

  • Самостоятельную постановку познавательной цели
  • Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
  • Смысловое чтение
  • Моделирование

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий . Это:

  • Создание гипотез и их проверка
  • Установление причинно-следственных связей
  • Определение логических рассуждений
  • Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

  • Поиск благополучного выхода из конфликтов
  • Умение правильно формулировать вопросы
  • Способность полно и точно выражать свои мысли
  • Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

  • Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
  • Высказывание суждений
  • Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
  • Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

  • Соответствие нормативным требованиям
  • Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
  • Осознанность, полнота и разумность действий
  • Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий , Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) .

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:

· самостоятельно ставить учебные цели,

· проектировать пути их реализации,

· контролировать и оценивать свои достижения,

иначе говоря - формирование умения учиться .

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД, близкие понятия - «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», надпредметные действия). Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.


Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1)личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Рассмотрим как формировались УУД на уроке:

Личностные действия. Детям было предложено объяснить различные ситуации, с которыми они встречаются в повседневной жизни и встречались на предыдущих уроках. Они сами проводили опыты, наблюдали, делали выводы. Кто-то захочет заниматься исследовательской деятельностью , и это будет смыслом его жизни. Кто-то изменит своё отношение к окружающему миру и будет к нему бережнее относиться. И этому будет учить своих детей.

Регулятивные действия формировались во время планирования этапов урока, определении целей и задач урока, на этапе контроля своих действий и действий товарищей (работа в тетради, проведение опыта), а также, когда оценивали своё участие и участия одноклассников в ходе работы на уроке.

Познавательные действия были представлены на этапе проведения опыта, эксперимента, работе с учебником, когда выбирали более важную информацию.

Коммуникативные действия проявлялись на этапе работы в группе, когда ребята сами проговаривали правила поведения в группе, а затем старались их придерживаться.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам и целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования , актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.


Более подробно о формировании УУД вы можете познакомиться в пособии:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [, и др.]; под ред. . - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил. - ISBN .

Пособие посвящено одному из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формированию универсальных учебных действий.

В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов.

Даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться. Представлены основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Пособие адресовано учителям начальных классов и родителям.

УДК 37.01

ББК 74.202

ISBN 978_5_09_019148_7 © Издательство «Просвещение», 2008

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2008

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новый государственный стандарт общего среднего образования предлагает новый подход к конструированию содержания образования. При таком подходе

Знания даются не в готовом виде, а как проблемная ситуация , которая трансформируется в учебную ситуацию – через осознание ребенком ограниченности своего знания и формулировку учебной задачи – «Чему я должен научиться, чтобы решить проблему?»;

Ориентировочная основа действий формируется на теоретическом уровне, как обобщенный способ, или принцип действия ;

Освоение обобщенного способа действия дает ключ к проектированию деятельности в типовых и новых жизненных ситуациях;

Теоретические научные знания включаются в контекст решения учебных задач , значимых для получения предметных, метапредметных и личностных результатов;

Учитель целенаправленно организует освоение учащимися универсальных учебных действий в соответствии с психическими новообразованиями ведущей деятельности каждого возраста;

Реализуется коллективно-распределенная учебная деятельность с постепенным выходом на самостоятельную учебную деятельность с элементами самообразования и самовоспитания, ее организацию и со-организацию;

Метапредметные, личностные и предметные результаты обучения подлежат критериальному оцениванию .

Такой подход получил в педагогике название системно-деятельностного , развивающего.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРОКА НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

При подготовке занятия на системно-деятельностной основе учителю надо ответить на следующие пять вопросов:

1. Какие учебные действия ученикам необходимо освоить?

2. Как сформулировать учебные задачи (то есть, соединить учебные действия с учебным материалом)?

3. Каков порядок действий учащихся по решению учебных задач? В какие виды и формы учебной деятельности нужно вовлечь учеников для решения ими учебных задач?

4. Какие методы преподавания наиболее подходят для этого?

5. Какой учебный материал для этого нужен?

ПРОЕКТИРУЕМЫЙ УЧИТЕЛЕМ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПО РЕШЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

1. общее представление об изучаемой теме;

2. ознакомление с целью изучения темы (в деятельностной форме) и соучастие в

ее определении (Что узнаю? Что научусь делать?);

3. проблемная ситуация, которая приводит к осознанию -

4. границ своего знания и незнания – то есть, превращению проблемной ситуации в учебную;

5. что надо сделать, чтобы решить проблему? - формулировка с помощью

учителя учебной задачи;

6. что получится в результате решения учебной задачи? - какой образовательный

продукт будет получен? (составим план, заполним таблицу…);

7. по каким критериям будем оценивать образовательный продукт?

8. планирование действий;

9. исполнение;

10. оценка и самооценка;

11. рефлексия – что получилось, что не получилось, задачи на будущее.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НЕКОТОРЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

АНАЛИЗИРОВАТЬ – мысленно расчленить предмет на его составные части и выделение их признаков.

ГРУППИРОВАТЬ – мысленно разделить множество предметов на группы по какому-либо одному признаку без остатка.

ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – раскрыть смысл незнакомого слова с помощью знакомых ближайших понятий.

ДОКАЗАТЬ – с помощью рассуждения установить истинность чего-либо с помощью других утверждений, истинность которых уже доказана.

ИЗУЧИТЬ предмет – определить признаки предмета, выделить из них все обязательные, определить причинно-следственные связи их друг с другом и с функцией (назначением) предмета.

КЛАССИФИЦИРОВАТЬ – мысленно разделить объем некоторого понятия на группы многоступенчатые, разветвленные.

КОНТРОЛИРОВАТЬ – сопоставлять результат с целью.

НАБЛЮДАТЬ – преднамеренно, внимательно и целенаправленно воспринимать действительность в соответствии с поставленной целью.

ОБЪЯСНИТЬ – истолковать сущность одного предмета (явления) через другое, являющееся понимаемым, достоверным.

ОПИСАТЬ предмет – перечислить ряд внешних признаков предмета, как обязательных (существенных), так и необязательных (несущественных).

ПЛАНИРОВАТЬ – заранее наметить порядок выполнения действий.

ПОНЯТЬ - усвоить новое путем его включения в систему имеющихся знаний и умений.

ПРОЕКТ – образ желаемого будущего.

САМОКОНТРОЛЬ – самопроверка и самооценка полученных результатов, сравнение их с целью.

СИНТЕЗИРОВАТЬ – мысленно соединить в единое целое части предмета и их признаки.

СРАВНИТЬ – поставить цель сравнения предметов, выявить обязательные и/или необязательные (в зависимости от цели сравнения) признаки сравниваемых предметов и сопоставить их по наличию сходства и различий, сделать вывод.

ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ предмет – перечислить внутрен­ние, обязательные признаки предмета.

ЦЕЛЬ – образ желаемого результата.

В сегодняшнем обществе, пропитанном новейшими технологиями, качеств и умения учиться требуют особых усилий как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Ввиду такого положения в обучающий процесс введено новое понятие. Что такое УУД? Как помочь ребенку научиться формировать свою личность с раннего возраста? Насколько важны универсальные учебные действия в современном обществе? Постараемся дать ответы на эти вопросы.

Определение УУД

Возможно, для учителей не составит особого труда ответить на вопрос о том, что такое УУД, но родители часто не понимают аббревиатуры, и понятие "универсальные учебные действия" им незнакомо. Многие учились еще по стандартной схеме, созданной в СССР. Учителя давали на уроках знания, а процесс происходил дома. Но сегодня мир изменился, а значит, обязаны поменяться и методы обучения детей в учебных заведениях.

Это умение учиться, самостоятельно развивать свои способности, а также усваивать новые знания и применять их на практике. По сути, это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию. В необходимо научить школьника самостоятельно ставить перед собой задачи, видеть способы их решения, анализировать полученную информацию и делать правильные выводы.

На сегодняшний день дети хорошо разбираются в технике, но при этом не задумываются над элементарными правилами поведения. Что стало причиной такого неуравновешенного развития? Смогут ли новые стандарты, введенные в РФ, справиться со столь трудной задачей, как воспитание личностей из маленьких детей?

Причины изменения методик преподавания

XX век был индустриальным, а XXI-й является информативным. Дети сегодня отлично разбираются в мобильных телефонах, планшетах и компьютерах. Поток информации рекой льется на еще не сформированную детскую психику. Как результат, они не в состоянии переработать всю получаемую информацию. В итоге дети не умеют учиться, самостоятельно проводить исследования и решать поставленные задачи.

К тому же большинство родителей сосредотачивают свое внимание на интеллектуальном развитии своих чад и полностью игнорируют нравственное и духовное воспитание. В результате умные дети не способны развивать коммуникативные качества и при этом пропадает желание учиться. Гордость, эгоизм и неумение сотрудничать с другими людьми ведут к пагубным последствиям как в школе, так и во взрослой жизни.

Сегодня не модно читать книги, а особенно классику. Дети больше заняты фильмами и видеоиграми, которые не способствуют развитию умственных способностей. Отсюда появляются трудности в обучении, плохое воображение, неспособность анализировать прочитанный материал и логически мыслить.

Это лишь некоторые из причин, по которым назревает пересмотр всей образовательной системы. Вот почему в среднее общее образование требуется введение универсальных учебных действий. Рассмотрение четырех видов УУД поможет глубже понять, какие действия потребуются от ученика.

Личностные УУД

Рассмотрим виды УУД, которые относятся к развитию личностных качеств. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, то есть умение сопоставлять события и поступки с существующими моральными принципами и нравственными нормами. Дети должны научиться не теряться в отношениях с другими и в социальных ролях. Какие виды деятельности к этому относятся?

  • Самоопределение. Выделяют личностное, жизненное и профессиональное. Ребенок должен расти индивидуумом и учится выражать собственное мнение.
  • Смыслообразование. По сути, учащиеся должны ответить себе на такой вопрос: «Какое значение имеет для меня обучение?» Они должны видеть связь между обучением и мотивом, который побуждает к действию.
  • Нравственно-этическая ориентация. Оценка изучаемого материала, исходя из социальных и личностных ценностей. Предоставляется личный выбор на основании моральных принципов.

Познавательные УУД

Включают в себя логические действия, общеучебные и знаково-символические. Эти виды УУД содействуют развитию логического мышления у школьников. Что конкретно включают в себя познавательные действия?

Логические действия охватывают анализ предметов с целью обнаружения определенных признаков, а также выбор критериев для сопоставления и классификации объектов. Требуется нахождение причинно-следственной связи и построение последовательной цепи рассуждения. Школьники могут приводить свои доказательства и выдвигать гипотезы с личными обоснованиями.

К общеучебным действиям относятся: самостоятельное постановление познавательной цели, нахождение полезной информации, структурирование полученных знаний. Школьники должны уметь осмысленно и произвольно излагать свои размышления как в письменной форме, так и в устной. Необходимо решать поставленные задачи, находя собственный алгоритм и решение возникших вопросов творчески и с поиском необходимой информации.

Развивать познавательные способности у школьников необходимо с помощью УУД. Математика в начальных классах помогает развивать логику при решении задач, составляя при этом схемы. Краткое описание условия задачи дает школьникам определенный алгоритм, который они впоследствии могут использовать при решении более сложных вариантов.

Регулятивные УУД

Регулятивные качества обеспечивают организацию учащимися своей деятельности. По сути, им необходимо уметь организовывать самих себя. Для этого нужно научиться ставить цели и достигать их. В учебной деятельности потребуется применять некоторые принципы.

Целеполагание учит детей ставить учебные задачи и соотносить уже известный материал с незнакомым. Далее требуется планирование - это значит, что ученик обязан определить последовательность действий в решении полученной задачи, выработать определенный план и следовать ему. Прогнозирование поможет увидеть предварительный результат и степень усвоения, а также временную шкалу получения результата.

Контроль, коррекция и оценка действий помогут выработать способности самоконтроля. Контролируя и сверяя свои работы с предложенным образцом, исправляя свои действия в соответствии с правильным решением, ребенок учится правильно принимать решения и вырабатывать определенный план действий. Требуется также саморегуляция - способность мобилизовать собственные силы и преодолевать возникшие препятствия.

Коммуникативные качества

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную осведомленность и учет взглядов других людей по одному и тому же вопросу. Детям необходимо научиться слушать и слышать других, вступать в диалог и учиться обсуждать возникшие проблемы мирным путем, вести дискуссии и строить взаимные отношения со сверстниками и взрослыми.

Для воспитания таких качеств от преподавателя потребуется создавать ситуации, в которых предусматривается сотрудничество между учащимися. Например, можно применить УУД по технологии: школьникам предложить совместную работу над проектом, разделив класс на группы. Для младших классов даются такие задания: «найдите отличия в одинаковых предметах, выполненных разными техниками» или «какие инструменты нужны или не нужны при выполнении определенного задания». Заданий можно придумать множество, главное, чтобы они развивали коммуникативные способности каждого ребенка в классе.

Федеральный государственный стандарт

Для развития у детей учебных навыков и личностных качеств, введены новые стандарты. ФГОС «Школа России» - это , введенный с 1 сентября 2011 года по всей территории РФ. Он предъявляет ряд требований к обучающему процессу в школах.

В первую очередь требования предъявляются к формированию личности учащегося, а не только к приобретению им необходимых знаний и умений. Таким образом, система полностью отказывается от старой программы обучения. Среднее общее образование должно сформировать личность ученика. Следствием обучения становятся личностные, метапредметные и предметные результаты.

Неотъемлемой частью нового стандарта выступает введение универсальных учебных действий. Для внедрения новых методов была разработана программа УУД. Для каждого предмета составлен отдельный учебник, помогающий учителям формировать требуемые навыки.

Наряду с приобретением стандартных навыков обучения и воспитанием личности учащегося вводится методика для ориентирования младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях, а также для вырабатывания способности их осведомленно применять. Как это выглядит на практике?

Внедрение УУД в учебные предметы

Тематическое планирование с УУД позволит с самых первых уроков видеть в учениках отдельные личности со своими способностями. Так как особенность новых стандартов состоит не только в формировании личности ученика, а еще и во внедрении современных технологий, учителю потребуется хорошая подготовка. В требования входит вместе с обычными навыками традиционного письма введение клавиатурного набора текста на компьютере. Это поможет ребенку быстро осваивать новые технологии и развивать память, логику и способность общаться со сверстниками.

На сегодняшний день появилась целая система учебников для новых стандартов ФГОС «Школа России». Они прошли федеральную экспертизу и получили положительные отзывы от Российской академии наук. Все учебники входят в рекомендованный федеральный перечень. В них пересмотрен подход к образованию. В материалах объясняется, что такое УУД, и как его применить на практике. По новым стандартам, учебники направлены на развитие у учащихся универсальных учебных действий. Также в них содержится методика вовлечения детей в учебный процесс при изучении всех школьных предметов.

Новшества

Программа УУД школы помогает учителям при помощи современных учебных пособий формировать заданные навыки у детей. В учебники были включены специальные задания, которые развивают умение школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к заданной теме или конкретному уроку.

Повышено количество заданий и вопросов воспитательного и увлекательного характера, а также для работы в группах или в паре. Они помогают учащемуся акцентировать внимание на собственной точке зрения и связывать имеющиеся знания с реальными событиями.

В учебниках присутствуют новые разделы, помогающие размышлять над узнанным материалом: «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения». Рубрики «Наши проекты», «Странички для любознательных» и «Выскажи свое мнение» помогут учителям развивать у младших школьников необходимые навыки.

УУД по технологии

Что можно внести нового и как включить требования современных стандартов в обучающий процесс? Наработки опытных преподавателей помогут в этом. Что первостепенно необходимо сформировать в младших школьниках? УУД по технологии требуют от педагога внимательного отношения к своим ученикам.

Ему потребуется развить у детей умение оценивать собственный труд, для этого следует разработать алгоритм оценивания своей работы. В данном случае важно не сравнивать учеников друг с другом, а показать успехи ребенка по сравнению с его прошлыми работами.

Учитель должен привлечь детей к открытию новых знаний. Для этого потребуется совместно обсудить, для чего необходимо задание, как его можно применить в жизни.

Еще один момент: именно учитель технологии обязан помочь детям освоить сотрудничество в группе. Этот основной навык коммуникабельности развивается только при совместной работе. Здесь необходимо научить детей обсуждать вместе поставленную задачу, находить коллективное решение вопросов и анализировать полученный результат.

Для формирования всевозможных навыков потребуется качественное планирование УУД, особенно с младшими школьниками. Пока дети еще ничему не научились, можно использовать различные методики и задания. Например, любимая детская игра «найди отличия». Можно указать число отличий, а можно, чтобы малыши сами нашли и поделились с одноклассниками.

Имеются разные виды заданий, которые направленны на формирование универсальных учебных действий. Например, участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное и вербальное восприятие музыки.

3 класс (ФГОС) с УУД может уже справляться с более сложными заданиями, среди которых упорядочивание, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, исправление «преднамеренных» ошибок, поиск необходимой информации в предложенных источниках, взаимоконтроль.

Для проверки знаний можно использовать КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему), диалоговое слушание, задания «подготовить рассказ…», «описать устно…», «объяснить…».

Технология может стать опорным пунктом в развитии универсальных учебных действий.

УУД по физкультуре

Может показаться, что на таком уроке, как физкультура, нельзя воспитывать нравственные навыки у детей. Но это далеко не так. Новые методы воспитания и развития правильного отношения к собственному здоровью помогают использовать УУД по физкультуре.

Именно тренер может побудить вести здоровый образ жизни. Как развивать навыки у детей, занимаясь физической культурой? Начнем с того, какие универсальные способности можно развить.

  • Во-первых, ребенок должен уметь организовать свою деятельность, выборочно применять средства для достижения поставленной цели.
  • Во-вторых, уметь активно сотрудничать с коллективом, объединять усилия со сверстниками для достижения коллективных целей.
  • В-третьих, только на физкультуре можно научиться преподносить информацию просто, в экспрессивной и яркой форме, в процессе общения и сотрудничества с одноклассниками и взрослыми людьми.

Какие личностные качества приобретут учащиеся? Можно научиться общаться и сотрудничать со сверстниками, основываясь на принципах уважения и доброжелательности, взаимной помощи и сопереживания. Не менее важно уметь выражать позитивные качества личности и управлять своими чувствами в разнообразных нестандартных обстоятельствах и условиях. Эти результаты помогут вырастить уравновешенного человека. Физкультура поспособствует дисциплинированности, трудолюбию и настойчивости в достижении поставленных задач.

ИЗО

Каждый урок изобразительного искусства должен быть ориентирован на решение предметных задач и формировать определенные качества ребенка. УУД по ФГОС по ИЗО помогает развивать необходимые навыки у младших школьников.

Пример учителя может вдохновить учащихся охотнее объяснять свои впечатления от увиденной картины, подбирать слова для выражения эмоций, рассказывать старшим и товарищам об увиденном.

Совместное творчество детей, разделенных на пары или группы по несколько человек, позволяет быстро приобретать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь дети учатся и вести разговор, и даже защищать свое мнение, уважать мнение партнера, ориентироваться на конечный результат, причем не личный, а общий. Все это позволяет быстро вливаться в коллектив и приобретать положительные качества.

Для наглядности приведем пример совместного творчества. Дети получили задание нарисовать в группе варежки на руки. Как можно оценить их совместную работу по тем действиям, которые они произвели? Уровни оценивания разные.

  • Низкий: узоры нарисованы с очевидными отличиями или в них вообще нет сходства. Что произошло? Дети не стараются договариваться между собой, все настаивают на своих предпочтениях.
  • Средний: схожесть частичная - отдельные рисунки совпадают, но имеются и заметные отличия. Результат неумелого договора, каждый хотел чем-то выделиться.
  • Высокий: варежки украшены одинаково или с очень схожим рисунком. Дети трудятся с наслаждением, оживленно обсуждают имеющиеся вариации, сопоставляют способы действия и согласовывают их, строят совместные планы и следят за выполнением своей задумки. Этот вариант - самый лучший способ показать, что такое УУД, а точнее его применение на практике.

Ввиду требований новых стандартов по обучению детей новым технологиям возможно не только традиционное изобразительное искусство, но и применение компьютерных технологий в обучении детей. Например, нарисовать картину не только на альбомном листе, но и произвести это в определенной программе. Можно также учить детей делать фотографии, фоторепортажи, обучать правильно пользоваться графическими программами.

Наука и образование сейчас идут рука об руку, и методы обучения также должны меняться в соответствии с потребностями нового поколения.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»