Система управления человеческими ресурсами в организации. Основы управления человеческими ресурсами

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
0

Реферат «Управление человеческими ресурсами»

Введение.................................................................3
1 Сущность управления человеческими ресурсами............................4
1.1 История УЧР..........................................................4
1.2 Основные характеристики управления человеческими ресурсами...........5
2 Управление персоналом и управление человеческими ресурсами....7
3 Основные типы управления.............................................10
4 Модели УЧР............................................................12
Заключение..............................................................14
Список использованных источников........................................15

Введение

В современных условиях жесткой конкурентной борьбы, быстрой смены технологий и зависимости развития фирмы от используемой ею информации особенно актуальным является максимальное и эффективное использование всех имеющихся ресурсов. При этом основным направлением повышения конкурентоспособности на рынке становится более эффективное использование потенциала сотрудников организации, так как именно люди обрабатывают информацию, участвуют в процессе производства и реализации продукции и т.д.,
- успех работы предприятия зависит от занятых на нем работников. Поэтому современная концепция управления организацией предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия. В последние годы в научной литературе и практике широко используется ряд понятий: управление человеческими ресурсами, трудовыми ресурсами, кадровая политика, управление персоналом и т.п., но все они относятся к трудовой деятельности человека, управлению его поведением в организации. Так, например, управление персоналом - это процесс обеспечения кадрами предприятия (организации, фирмы), организация их эффективного и рационального использования, а также профессионального и социального развития.
1 Сущность управления человеческими ресурсами.
Управление человеческими ресурсами (УЧР, или HRM - от англ. human resources managment) представляет собой стратегический и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом предприятия: работающими там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение задач предприятия.
Цель HRM - обеспечить использование сотрудников компании, т.е. ее человеческие ресурсы таким образом, чтобы наниматель мог получить максимально возможную выгоду от их умений и навыков, а работники - максимально возможное материальное и психологическое удовлетворение от своего труда. Управление человеческими ресурсами основывается на достижениях психологии труда и использует технологии и процедуры, совокупно называемые «управление персоналом», т.е. касающиеся комплектования штата предприятия, выявления и удовлетворения потребностей работников и практических правил и процедур, которые управляют взаимоотношениями между организацией и ее работником.

1.1 История УЧР

Управление человеческими ресурсами берет свое начало в управлении персоналом, развитию которого в Великобритании во второй половине XIX в. способствовала деятельность движения за улучшение условий трудапромышленных рабочих. Однако на протяжении всей истории становления HRM преобладал единственный фактор - это потребности людей в процессе работы. На первом этапе горстка предпринимателей и филантропов, движимых стремлением улучшить условия работы, создавали различные программы улучшения условий физического труда, среды трудовой деятельности и качества жизни рабочих. Второй этап HRM приходится на период Первой мировой войны, когда воюющие страны Европы и США столкнулись с острой нехваткой человеческих ресурсов и не менее острой необходимостью в короткие сроки существенно увеличить производительность труда. В это время правительства США и европейских стран активно поощряли систематические исследования в области трудовых отношений работодатель-работник и человеческого фактора в промышленности. Это привело к новому пониманию проблем управления человеческими ресурсами, а отсюда - к более грамотному и изощренному подходу к роли менеджера по персоналу. Третий этап развития HRM характеризуется появлением в 30- 40-х гг. XX в. различных академических теорий управления и интеграцией менеджмента в общий круг так называемых социальных наук. К началу 1960-х гг. в пределах общей функции управления персоналом стали выделяться отдельные отрасли специализации, которые оформлялись как отдельные науки со своим предметом и сферой изучения, применяемые практически ко всем формам и размерам бизнеса и любым ситуациям с участием человеческих ресурсов. Сейчас кадровая политика и соответствующие общепринятые процедуры применяются при привлечении, отборе и подготовке персонала, в процессе трудовых отношений, при планировании труда, управлении системой заработной платы и оценке эффективности работы каждого сотрудника.
Интенсивная конкуренция в сфере бизнеса в 1980-1990-х гг., разработка и внедрение новейших промышленных технологий, которые во многом зависят от наличия высококвалифицированных работников, гибкой рабочей практики (часто связанной с работой в команде) и необходимости изменения культуры как на общенациональном уровне, так и на уровне отдельно взятого предприятия, - все это энергично выдвинуло управление персоналом на первый план в бизнес-организации. Работа с персоналом стала постепенно связываться со все более широким кругом функций бизнес-организации, а также со стратегией бизнеса. Таким образом, менеджеры по персоналу неизбежно все больше и больше вовлекались в процесс общего управления бизнесом и стали касаться таких максимизирующих прибыль сторон деятельности компании, как мотивация персонала, управление эффективностью деятельности персонала, наделение рабочих полномочиями, всеобщий менеджмент качества (TQM - total quality management) организационные изменения и т.д. Решения по человеческим ресурсам стали приниматься на самых высоких уровнях управления компаниями.

1.2 Основные характеристики управления человеческими ресурсами

-УЧР удовлетворяет потребность в стратегическом подходе к управлению человеческими ресурсами, что позволяет привести в соответствие между собой предприятие и его стратегию ЧР;
-в УЧР применяется всесторонний и логически последовательный подход к обеспечению взаимной поддержки теоретических методик и практики трудовой занятости, посредством развития интегрированной теории и практики ЧР (групповая конфигурация);
-в УЧР подчеркивается важность достижения приверженности миссии и ценностям данной организации - УЧР «ориентирован на приверженность»;
- в УЧР работники рассматриваются как актив, или человеческий капитал, благодаря тому, что обеспечивается возможность обучения и развития организации;
-человеческие ресурсы рассматриваются в качестве источника конкурентного преимущества, наряду с концепцией стратегии, основывающейся на ресурсах;
-подход к отношению с работником является унитарным, а не плюралистическим: считается, что работники разделят интересы работодателя, даже если они не будут совпадать с их собственными; -осуществление и выработка УЧР - это задача руководителей подразделений.
Как отмечали Д. Ульрих и Д. Лейка, «системы УЧР могут стать источником таких способностей организации, которые позволят ей узнавать и использовать для своей выгоды новые возможности». Конкретнее, УЧР имеет дело с достижением целей в следующих областях.

Подбор ресурсов и их развитие

Обеспечить, чтобы данная организация получала и сохраняла необходимую квалифицированную, преданную и хорошо мотивированную рабочую силу, - означает, что необходимо, во-первых, правильно оценивать и удовлетворять потребности фирмы в работниках и, во-вторых, усиливать и развивать присущие сотрудникам способности (вклад в деятельность организации, потенциал и возможность использовать их труд в дальнейшем). Для этого фирма должна предоставить сотрудникам возможность обучаться и постоянно развиваться. Кроме того, этот подбор ресурсов может заключаться в разработке систем с высокими показателями труда, которые повышают гибкость и охватывают процедуры отбора и приема на работу, системы премиальной оплаты труда, зависящей от показателей работы, и деятельность по развитию и обучению руководящего состава, привязанную к потребностям данного предприятия.

Оценка сотрудников

УЧР должно повышать мотивацию и приверженность путем введения такой политики и процедур, которые гарантируют, что людей ценят и вознаграждают за то, что они делают и чего добиваются, а также за достигнутый ими уровень квалификации и способностей.

Взаимоотношения.

Одной из целей УЧР является создание такой атмосферы, в которой можно поддерживать продуктивные и гармоничные отношения между руководителями и сотрудниками и где может процветать командная работа. Применять процедуры управления направленные на то, чтобы повысить приверженность, процедуры, которые показывают, что работники являются ценными заинтересованными лицами для данной организации, содействовать развитию климата сотрудничества и взаимного доверия, - это тоже цель УЧР. УЧР должно помогать организации уравновешивать интересы и адаптироваться к потребностям групп, заинтересованных в ее деятельности (собственников, государственных органов или попечителей, руководителей, работников, заказчиков, поставщиков и широкой общественности). Наконец, цели УЧР - это управлять разнообразной рабочей силой, принимая во внимание индивидуальные и групповые различия между потребностями работников, их стилем работы и стремлениями. УЧР должно обеспечить равные возможности всем так, чтобы применялся этический подход к управлению, с заботой о людях справедливости и прозрачности.

2 Управление персоналом и управление человеческими ресурсами

Управление персоналом представляет собой важный элемент более широкого понятия - управления человеческими ресурсами, хотя на практике оба эти термина зачастую используются взаимозаменяемо, как синонимы. Тем самым подчеркивается тот факт, что люди, используемые в качестве работников, являются ресурсами, которые не менее важны, чем финансовые или материальные ресурсы, и которым следует так же уделять внимание и заботу.
Наемные работники не будут пассивно подчиняться и терпеть манипулирование или диктаторство со стороны руководства, они все в большей степени ожидают и требуют более квалифицированного подхода к их найму и управлению ими. Исследования в поведенческой области показывают, что грамотная реакция руководства на это требование послужит на пользу компании. Технология управления персоналом, например в области аттестации работника, его профессионального обучения и оценки сложности его работы, может быть успешно применена только при содействии и поддержке самого персонала.
Можно выделить следующие взаимосвязи и различия между управлением персоналом и управлением человеческими ресурсами.
(а) Управление персоналом является практической, утилитарной и инструментальной областью, оно сосредоточено в основном на администрировании и применении политики. Управление человеческими ресурсами, напротив, имеет стратегические параметры и рассматривает общее размещение человеческих ресурсов в пределах компании. Таким образом, HRM будет рассматривать такие проблемы, как:
агрегированный объем рабочей силы организации в контексте всеобщего корпоративного плана (сколько подразделений и филиалов должна иметь компания, дизайн организации и т.д.);
размер средств, которые следует направить на подготовку рабочей силы с учетом стратегических решений по уровню качества, цене продукта, объему производства и проч.;
1. Сущность управления человеческими ресурсами
установление взаимоотношений с профсоюзами в целях эффективного управленческого контроля над организацией в целом;
учет человеческого капитала, т.е. систематическая оценка и анализ затрат и финансовых выгод от альтернативной кадровой политики (например, финансовые последствия от занятий по развитию персонала, последствия применения различных вариантов структуры заработной платы и т.д.) и оценка человеческой ценности работников компании.
Стратегический подход к HRM включает интеграцию всех направлений управления человеческими ресурсами, включая персонал компании, в процесс общего корпоративного планирования и процедуры выработки стратегии компании. HRM характеризуется активностью, постоянным стремлением открыть новые направления более производительного использования рабочей силы, обеспечивая тем самым компании конкурентоспособность. На практике декларирование принятия стратегического подхода к HRM могло бы включать следующие шаги:
краткое обобщение основных направлений политики компании в области HRM в заявлении о миссии;
представление соображений по поводу последствий для работников компании каждого из направлений ее стратегии и ведущих новых проектов;
разработку дизайна организационной структуры таким образом, чтобы она удовлетворяла потребностям работников, а не заставляла бы их приспосабливаться к существующей незыблемой форме организации;
включение руководителя HRM в состав совета директоров компании.
Сейчас более чем когда-либо от менеджеров по персоналу требуется вклад
в производительность труда и улучшение качества, стимулирование творческого мышления, руководство и развитие корпоративных навыков.
(б) HRM занимается более широкими аспектами менеджмента перемен, а не просто последствиями изменений для принятой в компании практики работы. HRM стремится к активному стимулированию гибких подходов и принятию новых методов.
(в) Аспекты HRM дают основной исходный материал для упражнений по организационному развитию.
(г)Управление персоналом носит реагирующий и диагностический характер.
Оно реагирует на изменения в трудовом законодательстве, в конъюнктуре рынка труда, на действия профсоюзов, рекомендуемые
государством кодексы практики и прочие элементы влияния среды бизнеса. HRM, со своей стороны, носит предписывающий характер и касается стратегий, инициации новых видов деятельности и разработки свежих идей.
(д) HRM определяет общие направления политики компании в области взаимоотношений в сфере наемного труда в рамках предприятия (компании). Таким образом, возникает необходимость создания особой культуры в пределах организации, которая бы благоприятствовала сотрудничеству и взаимоотношениям между работниками. Управление персоналом, напротив, как раз и подвергалось критике за преимущественную озабоченность соблюдением работниками правил и процедур, принятых в компании, нежели стремлением развивать их лояльность и преданность компании.
(е) Управление персоналом характеризуется краткосрочностью своих перспектив, а HRM имеет долгосрочную перспективу, стремится к интегрированию всех аспектов человеческих ресурсов организации в единое целое и установлению высоких целей для работников.
(ж) Подход, характерный для HRM, подчеркивает необходимость:
прямых коммуникаций с работниками, а не только с их коллективными представителями;
разработки организационной культуры, которая была бы благоприятной для внедрения гибких методов работы;
групповой работы и участия работников в выработке групповых решений;
улучшения долгосрочных возможностей работников, а не только достижения уровня конкурентоспособности в выполнении своих текущих обязанностей.

3 Основные типы управления

Рассмотрим основные типы управления, получившие широкое распространение в фирмах развитых стран, в которых нашли отражение основополагающие принципы современной концепции управления человеческими ресурсами.
Управление по результатам
Эта система управления с заданием результатов при децентрализованной организации руководства (корпоративные центры прибыли). Задачи делегируются рабочим группам, и определяется достижение конкретных результатов. Такая система имеет различные этапы задания результатов, этапы измерения результатов и этапы контроля результатов. Делегированные из центра задачи контролируются на основе их сравнения с полученными результатами.
Управление по средствам мотивации
Данная модель опирается на изучение потребностей, интересов, настроений, личных целей сотрудников, а также на возможность интеграции мотивации с производственными требованиями и целями предприятия. Кадровая политика при такой модели ориентируется на развитие человеческих ресурсов, укрепление морально-психологического климата, на реализацию социальных программ.
Рамочное управление
Эта модель исходит из того, что сотрудники могут самостоятельно принимать решения в пределах заранее установленных границ (рамок). Рамки могут задаваться важностью процесса, его непредсказуемостью, нормами, которые нельзя нарушать. Технология рамочного управления предполагает следующую последовательность действий: определение задания, получение его сотрудником, создание надлежащей информационной системы, определение границ самостоятельности и способов вмешательства руководителя. Рамочное управление создает условия для развития инициативы, ответственности и самостоятельности работников, повышает уровень организованности и коммуникаций в организации, способствует росту удовлетворенности трудом и развивает корпоративный стиль руководства.
Управление на основе делегирования
Делегирование полномочий давно используется в менеджменте, подразумевая передачу подчиненному функций, закрепленных непосредственно за его руководителем, то есть это перевод задач на более низкий уровень. Управление, основанное на делегировании полномочий и ответственности, принципиально отличается от выше изложенного. Такая модель управления часто называется Бад-Гарцбургской моделью (основоположник-профессор Р. Хен, работавший в немецком городе Бад-Гарцбург), суть которой состоит в объединении трех действий:
1) ясная постановка задачи
2) четкое определение рамок принятия решений
3) четкое разграничение ответственности за действия и результат.
По своему замыслу эта модель направлена на изменение поведение сотрудников через "руководство в единстве с сотрудниками".
Партисипативное управление
Эта модель базируется на предпосылке: если работник принимает участие в делах фирмы, вовлечен в управление и получает от этого удовлетворение, то он работает более заинтересованно и производительно. Партисипативное управление может быть реализовано на базе следующих предпосылок:
- работники получают право самостоятельно принимать решения по поводу планирования своей трудовой деятельности, ритму работы, технологии решения задач и т.д.;
- руководство привлекает работников к подготовке и принятию решений по использованию ресурсов, форме оплаты труда, графику работы и т.п.; -работникам предоставляется право контроля качества продукции и установления ответственности за конечный результат;
- работники принимают участие в инновационной, предпринимательской деятельности с различными формами вознаграждения.

4 Модели УЧР

Модель соответствия.
Одно из первых недвусмысленных заявлений о концепции УЧР было сделано Мичиганской школой (Фомбран, 1984). Они считали, что системы ЧР и структура организации должны регулироваться так, чтобы соответствовать организационной стратегии (отсюда название «модель соответствия»). Далее они объясняли, что существует цикл человеческих ресурсов, состоящий из четырех основных процессов, или функций, выполняемых в любой организации:
отбор - соответствие имеющихся в наличии человеческих ресурсов рабочим местам;
аттестация - управление показателями деятельности;
вознаграждение - «система вознаграждений является тем инструментом управления, который применяется для стимулирования организационных показателей работы зачастую в недостаточной степени и неверно»; она обязана поощрять как краткосрочные, так и долгосрочные достижения, имея в виду, что «предприятие должно работать сегодня, чтобы преуспеть в будущем»;
развитие - стремление к наличию высококвалифицированных работников.
Модель 4C
По мнению исследователей из Гарварда, эффективность результатов управления человеческими ресурсами следует оценивать по четырем направлениям: корпоративная преданность, компетентность, командная
согласованность, корпоративная эффективность с точки зрения затрат (англ. 4С
- commitment, competence, congruency, cost-effectiveness).
(а) Под корпоративной преданностью подразумевается лояльность сотрудников по отношению к организации, личная мотивация и привязанность к своей работе. Степень преданности работника своей компании можно оценить, изучив взгляды работников, уровень текучести кадров, статистику прогулов, а также проведя последнюю беседу с сотрудниками, берущими расчет.
(б) Компетентность касается уровня квалификации работников, их профессиональных навыков, необходимости их подготовки и переподготовки и потенциала для исполнения работы более высокого уровня. Этот показатель можно оценить через системы аттестации сотрудников и подготовку перечня профессиональных навыков. Политика УЧР должна быть сконструирована таким образом, что бы привлекать, удерживать и мотивировать высокопрофессиональных компетентных работников.
(в) Командная согласованность означает, что и руководство, и сотрудники компании разделяют взгляды на цели организации и работают совместно для их достижения. В правильно управляемой организации работники всех уровней разделяют общие взгляды на факторы, определяющие процветание организации и будущие перспективы. Эти общие взгляды касаются основных принципов, которые лежат в основе управления работой организации.
(г) Корпоративная эффективность в отношении затрат касается эффективности операций компании. Человеческие ресурсы должны использоваться таким образом, чтобы с наибольшей продуктивностью использовались бы их преимущества. Объем выпуска продукции должен максимизироваться с наименьшими затратами ресурсов и материалов, организация должна уметь оперативно реагировать на возможности, предлагаемые рынком, и на изменения среды бизнеса.

Заключение

Инновационная роль УЧР заключается в том, что всеобщее признание субъективности менеджмента, влияния на его развитие характеристик конкретных людей, их рациональности и эмоциональности, воли и желаний, требует и иного подхода к определению роли человека в организации. Люди - это не просто главный ресурс компании, люди - это и есть сама компания. Такими, какими они сами являются, будут их планы и результаты. Одна из проблем современного менеджмента состоит как раз в том, что сотрудники часто не понимают, в чем состоят реальные результаты их деятельности, а руководители дезориентируют подчиненных, выставляя требования на основании одних критериев, и оценивая результаты по другим критериям. Именно поэтому для каждой организации, стремящейся к лидерству на профильном и кадровом рынке, необходимо решить вопрос о статусе УЧР именно как части общего менеджмента компании, а специалистам развивать компетенции в области общего менеджмента и профильной специализации компаний, в которых они работают.
Список использованных источников
1. У.Э. Деминг. Новая экономика. - Москва., 2006 - 196 с.

Человеческие ресурсы представляют собой потенциальные возможности человека в плане трудовой, умственной или физической деятельности.

Определение понятия

Человеческие ресурсы - это определенная совокупность качеств и характеристик человека, которая характеризует его способность к деятельности определенного рода. Кроме того, стоит отметить, что данное понятие может рассматриваться в контексте отдельно взятой организации, региона или же государства в целом.

Человеческие ресурсы могут быть рассмотрены с нескольких точек зрения. Так, довольно большой интерес представляет индивидуальный потенциал отдельно взятого человека. Если рассматривать данное понятие в контексте коллектива, то речь пойдет о социально-психологическом аспекте. Если же нужно определить совокупный потенциал общества в целом, то говорят о социологическом исследовании.

Управление человеческими ресурсами

Поскольку функционирование любого предприятия основано на человеческом факторе, то появляется объективная необходимость в регулировании данного процесса. Управление человеческими ресурсами ставит своей целью наиболее эффективное использование труда персонала с целью получения максимальной экономической выгоды. Этот процесс основан не только на умении организовать коллектив с количественной и качественной точки зрения, но также и на умении использовать психологические приемы.

Каждый менеджер должен быть готовым к тому, что руководство персоналом - это более сложный процесс, чем управление технологической частью производства. Это связано с высокой вероятностью возникновения конфликтных ситуаций как по рабочим, так и по личным вопросам.

Человеческие ресурсы и персонал

Довольно часто при осуществлении практической деятельности по управлению кадрами граница между понятиями персонала и человеческих ресурсов несколько размывается. Тем не менее это не совсем одно и то же, а потому стоит четко знать разницу между ними.

Так, говоря о кадрах, стоит отметить, что к ним относятся только те люди, которые работают на предприятии на основании официально оформленных трудовых отношений. А если говорить о персонале, то здесь имеется в виду часть работников, относящихся к оперативному управлению, а также внештатные сотрудники.

Такое понятие, как человеческие ресурсы, является намного более емким и широким. Оно подразумевает способности и потенциальные возможности человека относительно его физической, умственной и эмоциональной деятельности, которые помогают ему эффективно участвовать в производственной деятельности.

Если рассматривать человеческие ресурсы и персонал с точки зрения управления, то стоит отметить, что в первом случае решаются глобальные долгосрочные задачи, а во втором речь идет об оперативных программах.

Планирование человеческих ресурсов

Планирование подразумевает четкое определение потребности и стоимости человеческих ресурсов на определенный момент времени. Оценивается не только численность, но также и квалификационные показатели.

Эффективное планирование следующим образом влияет на результаты работы предприятия:

  • оптимизация производственного процесса, которая заключается в определении точного необходимого количества работников;
  • совершенствование механизмов подбора персонала, которые позволяют принять на работу сотрудников, которые четко соответствуют требованиям, предъявляемым организацией;
  • разработка современной системы обучения новых сотрудников, а также повышения квалификации имеющихся;
  • изучение ретроспективных показателей и определение тенденций, которые дают возможность спрогнозировать будущую кадровую ситуацию;
  • продуманная политика в сфере управления кадрами позволяет значительно сократить затраты и повысить экономическую эффективность работы предприятия.

Ресурсы как система

Поскольку управление людьми представляет собой достаточно сложную процедуру, то справедливо будет сказать о существовании такого явления, как система человеческих ресурсов. Если рассматривать ее с точки зрения организации, то можно выделить следующие основные задачи:

  • оценка имеющихся ресурсов, а также планирование будущей потребности в них;
  • изучение ситуации на рынке труда;
  • отбор кадров по психологическим и профессиональным характеристикам;
  • принятие мер по повышению эффективности деятельности персонала;
  • изучение уровня жизни работников и действия, направленные на его улучшение;
  • разработка нового или же совершенствование существующего механизма мотивации и стимулирования сотрудников к эффективному труду;
  • поощрение инициативы, а также стимулирование к новаторскому труду.

Управление ресурсами

Система управления человеческими ресурсами ставит перед собой две основные цели:

  • непрерывный анализ ситуации с кадрами с целью своевременного обеспечения ими организации;
  • создание для сотрудников максимально комфортных условий, в которых они смогут эффективно реализовать свой трудовой и интеллектуальный потенциал.

Для того чтобы управление человеческими ресурсами в организации было эффективным, необходимо соблюдение ряда обязательных условий:

  • цели должны быть сформулированы четко, а также иметь реально достижимые границы;
  • анализ работы предприятия быть глубоким и комплексным;
  • персонал должен быть полностью обеспечен всеми необходимыми для работы ресурсами;
  • каждый работник должен выполнять те обязанности, которые соответствуют уровню его квалификации;
  • трудовой процесс необходимо осуществлять с использованием самых современных технологий.

Развитие ресурсов

Человеческий потенциал имеет тенденцию к постоянному нарастанию. Это связано с тем, что со временем предприятие или организация начинают требовать все большей отдачи от своих сотрудников. Именно поэтому развитие человеческих ресурсов является одним из ключевых вопросов руководства фирмы.

Одним из самых сложных периодов для любого работника является его адаптация на предприятии. Мало того что новички обязаны ознакомиться со всеми организационными моментами, они также должны занять определенное место в коллективе и пройти через серьезное психологическое давление. Огромное значение также имеет введение человека в новую должность, а именно - знакомство с должностными обязанностями.

Огромное значение в протекании этих процессов играет политика руководства предприятия по данным вопросам. Важна также и доброжелательная атмосфера, требуется и методическое обеспечение. Так, например, крупные фирмы имеют такую практику, как проведение лекций и семинаров для новых кадров, а также внедрение обучающих программ.

Проблемы человеческих ресурсов предприятия

Одной из важнейших проблем, с которой сталкивается человеческий ресурс предприятия, является уделение недостаточного внимания данному вопрос. Тем не менее управление людьми требует специальных знаний, а также навыков и механизмов. Так, первое, на что стоит обратить внимание - это развитие лидерства в коллективе. Причем это должно касаться именно рабочих моментов, а не личных взаимоотношений сотрудников. К сожалению, отечественные предприятия нередко этим пренебрегают.

Еще одной важной проблемой организацией является уделение недостаточного внимания или же полное игнорирование необходимости управления человеческими ресурсами. Тем не менее стоит понимать, что кадры не имеют способности к саморегулированию. Должна быть выработана четкая политика по данному вопросу.

Одной из самых серьезных недоработок современного руководства является рассмотрение организации в отдельности от персонала. Так, иногда работники оказываются не готовы к переменам в работе предприятия.

Концепция управления персоналом

  • экономическая составляющая;
  • строгое подчинение единому руководителю;
  • определение четкой иерархии управления;
  • разработка норм дисциплины, а также системы поощрений и взысканий;
  • четкое определение зоны ответственности каждого из сотрудников;
  • разработка организационной культуры, благодаря которой персонал ощущает единство трудового коллектива.

Специфика человеческих ресурсов

Человеческие ресурсы организации имеют ряд особенностей, которые отличают их от прочих ресурсов организации:

  • людям свойственно эмоционально и, порой, непредсказуемо реагировать на те или иные изменения в работе предприятия;
  • поскольку человек обладает интеллектом, то он постоянно совершенствует свои знания и навыки, что должно непрерывно подкрепляться усилиями со стороны руководства;
  • работники осознанно подходят к выбору рода своей деятельности.

В управлении персоналом стоит руководствоваться принципом уважения. Также стоит перенимать опыт ведущих зарубежных фирм по данному вопросу.

Для того чтобы использование человеческих ресурсов на предприятии было эффективным, менеджеры должны руководствоваться рядом рекомендаций в своей деятельности:

  • лучшей мотивацией для сотрудников станет наглядная демонстрация карьерного роста высшего руководства (персонал должен ставить перед собой конкретные цели и осознавать реальность их достижения);
  • одним из важнейших аспектов является оплата труда (даже в самые трудные и кризисные периоды работники должны получать оговоренную сумму, осознавать свою ценность для организации);
  • сотрудники должны досконально знать исчерпывающую информацию о своем предприятии, а также механизм получения прибыли (знания работников не должны ограничиваться узким кругом их обязанностей);
  • в общении с каждым из сотрудников стоит руководствоваться уважением, ведь каждый из них имеет возможность уйти в другую организацию.

Роль человеческих ресурсов должна четко осознаваться на всех уровнях. Это один из самых важных элементов функционирования не только отдельно взятого предприятия, но также и государства в целом. Человек - это наивысшая ценность, а наибольший интерес в экономическом плане представляют его способности и интеллект.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ РЕГИОНА

1.1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Решение текущих и перспективных задач любого общества связано, прежде всего, с определяющей ролью человеческого фактора. Население – это естественно и исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей. Одной из характеристик населения является трудовой (или кадровый) потенциал.

Трудовой потенциал – понятие более широкое и глубокое, чем рабочая сила, трудовые ресурсы, персонал, кадры; это обобщающий, итоговый показатель человеческого фактора общественного развития. Разновидностью этого понятия является термин "человеческие ресурсы" (или "кадровый потенциал"). При этом выделяются следующие основные аспекты изучения человеческих ресурсов:

1 Индивидуально-психологический (уровень личности);

2 Социально-психологический (уровень коллектива);

3 Социологический, или социально-экономический (уровень общества и его подструктур).

Таким образом, человеческие ресурсы представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщающим показателем человеческого фактора развития общественного производства. При этом различают человеческие ресурсы организации, региона, отрасли, страны и, соответственно, различные уровни управления человеческими ресурсами, что отражается на конкретной кадровой политике (предприятия, министерства, государства).

Состав человеческих ресурсов:

КАДРЫ ПЕРСОНАЛ РАБОЧАЯ СИЛА

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

РЕСУРСЫ

Термин "трудовые ресурсы", который ввел в науку в 20-х годах XX ст. С. Струмилин, используют преимущественно как планово-учетный измеритель рабочей силы. Трудовые ресурсы – емкое по содержанию понятие. Как социально-экономическая категория – это совокупность носителей функционирующей и потенциальной общественной и индивидуальной рабочей силы и отношений, которые возникают в процессе ее воспроизводства (формирования, распределения и использования). Различие понятий "рабочая сила" и "трудовые ресурсы" состоит в том, что трудовые ресурсы имеют количественные и социально-демографические рамки, а рабочая сила их не имеет. Таким образом, понятие "трудовые ресурсы" охватывает всех фактических и потенциальных работников, обладающих способностью к труду (рабочей силой).

Трудовые ресурсы – это часть населения, имеющего необходимое физическое развитие, здоровье, образование, культуру, способности, квалификацию и обладающего профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности.

Рабочая сила также является социально-экономической категорией. Рабочая сила непосредственно соединена со средствами производства и воссоединена с личностью. Носителями единичной рабочей силы являются все трудоспособные члены общества, фактические или потенциальные работники производственной и непроизводственной сфер хозяйства всех категорий (рабочие, служащие, специалисты, руководители). При этом следует различать трудоспособность общую и профессиональную. Общая трудоспособность предполагает способность работника к труду, не требующему специальной подготовки. Профессиональная трудоспособность – это способность работника к конкретному труду в определенной отрасли профессиональной деятельности, которая предполагает специальную подготовку.

Таким образом, рабочая сила представляет собой способность к труду, совокупность физических и духовных способностей человека, используемых в производственной деятельности. Непосредственную основу рабочей силы составляет трудоспособность, т. е. состояние здоровья, а также знания, навыки и умения, позволяющие человеку выполнять работу определенного качества и объема.

Персонал – это весь личный состав учреждения, предприятия, организации или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам (например, обслуживающий персонал). Иными словами, основные характеризующие составляющие понятия "кадры" – постоянство и квалификация работников – для понятия "персонал" не являются обязательными. Персоналом называют постоянных и временных работников, представителей квалифицированного и неквалифицированного труда.

Кадры – это социально-экономическая категория, характеризующая человеческие ресурсы предприятия, региона, страны. В отличие от трудовых ресурсов, объединяющих все трудоспособное население страны (как занятых, так и потенциальных работников), понятие "кадры" включает в себя постоянный (штатный) состав работников, т.е. трудоспособных граждан, состоящих в трудовых отношениях с различными организациями. В этом смысле оно тождественно социально-экономической категории "рабочая сила", под которой понимают способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, необходимых ему для производства жизненных благ. Вместе с тем между этими понятиями существует различие. Рабочая сила – это общая способность к производительному труду, ее применение связано с производством материальных или духовных благ. Под кадрами обычно понимают штатных квалифицированных работников, прошедших предварительную профессиональную подготовку и обладающих специальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в избранной сфере деятельности .

Как объект управления человеческие ресурсы являются одновременно производителями и потребителями материальных и духовных благ. Особенность управления человеческими ресурсами состоит в необходимости всестороннего учета интересов личности, организации, региона и всего общества, обеспечения их органического сочетания. Субъект управления человеческими ресурсами – государство – разрабатывает комплекс социально-экономических и организационно-правовых мер, направленных на эффективное их формирование, распределение, перераспределение и использование. Функцию управления человеческими ресурсами наряду с государственными осуществляют и негосударственные органы; к субъекту управления человеческими ресурсами относятся также профессиональные союзы и ассоциации, предпринимательские структуры, трудовые коллективы и др.

Предметом управления человеческими ресурсами является система социально-экономических отношений, складывающихся в области регулирования процессов их воспроизводства и развития. Механизм управления человеческими ресурсами представляет собой совокупность отношений, форм и методов воздействия на их формирование, распределение, использование и возмещение.

Управление человеческими ресурсами составляет основное содержание кадровой политики. Оно направлено, во-первых, на формирование качественного кадрового потенциала и удовлетворение потребностей общественного производства в квалифицированных кадрах; во-вторых, на обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения и его оптимальное распределение между отраслями и регионами страны; в-третьих, на рациональное использование персонала предприятий, организаций и учреждений .

1.2 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Государственное регулирование трудового потенциала представляет собой очень сложный механизм, охватывающий все многообразие аспектов объекта регулирования (демографический, экономический, социальный) и весь его воспроизводящий цикл - формирование, распределение и использование.

Целью государственного и регионального регулирования трудового потенциала является максимальное сохранение трудового потенциала, его приумножение, обеспечение эффективной занятости населения.

Государственное регулирование трудового потенциала региона предполагает решение следующих основных задач:

1 Обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения в отдельных областях и районах;

2 Достижение рациональной занятости населения, т.е. создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе;

3 Обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям;

4 Рациональное и эффективное использования трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста) .

Система государственного регулирования складывается под влиянием различных факторов: политических, социальных, экономических и правовых. Государственное регулирование может быть успешным лишь в случае, когда оно опирается на правильный политический подход. Другими словами, политическая направленность должна отражать экономические требования общества и реализовывать их в системе государственного регулирования.

Социальный аспект предполагает сбалансированность отношений между целями и задачами развития производства и многогранными интересами работников, в том числе и их личной заинтересованностью в результатах их труда.

Экономический аспект обусловливает необходимость регулирования трудового потенциала как совокупности уже работающего населения и лиц, обучающихся с отрывом от производства, регулирования эффективности использования рабочей силы и ее профессионального уровня, обеспечения отраслей народного хозяйства рабочей силой и т.д.

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2010, N 5

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

На основе анализа институциональной и социокультурной среды формирования и функционирования системы управления человеческими ресурсами автор исследует динамику данной системы как социального института. Процесс разработки и внедрения системы управления человеческими ресурсами в организации рассмотрен в статье как институциональная инновация. Автором даны рекомендации по институционализации системы управления человеческими ресурсами в организации.

В отечественной и зарубежной литературе по управлению человеческими ресурсами (УЧР) значительное внимание уделяется содержательной стороне разработки и внедрения в организации системы УЧР, например, составу и структуре системы УЧР-практик, разработке стратегий УЧР, организационной структуры УЧР-департамента. Вместе с тем процессуальная сторона данного вопроса не получила глубокой проработки в научной литературе. Как правило, авторы ограничиваются применением классических схем управления организационными изменениями применительно к вопросу внедрения системы УЧР.

В то же время система УЧР выступает не просто "человекомерной" системой, что само по себе вызывает значительное количество трудностей в процессе ее разработки и внедрения, а "человекомерной" системой второго порядка, призванной осуществлять управление другими "человекомерными" системами. Последнее обстоятельство обусловливает актуальность исследования процесса институционализации системы УЧР в организации как циклического процесса взаимодействия системы УЧР и социальных структур организации.

Анализ институциональной и социокультурной среды, в которой формируется и функционирует система УЧР, позволит уточнить понятие "система УЧР" с учетом институциональных эффектов, а также разработать рекомендации по институционализации системы УЧР в организации.

Институциональная и социокультурная среда УЧР в организации

Традиционно в экономической науке основной целью функционирования и развития организации полагалась организационная эффективность , достигаемая за счет рационального поведения и рационального выбора лица, принимающего решение. При этом в экономической науке предположение о рациональном поведении и рациональном выборе экономического субъекта является базовым .

Подавляющая часть концепций, моделей УЧР и следующих из них рекомендаций также опираются на рациональное поведение и рациональный выбор первого лица или команды единомышленников, принимающих решение о применении той или иной системы УЧР-практик, рациональное поведение сотрудников, к которым эти практики применяются, и рациональные действия менеджеров по человеческим ресурсам, ответственным за осуществление УЧР-практик. Так, система УЧР и отдельные УЧР-практики в организации формируются и рассматриваются как целенаправленные. Вместе с тем система УЧР и отдельные УЧР-практики в процессе внедрения в деятельность предприятия демонстрируют непланируемые и непредсказуемые результаты.

Параметры системы УЧР и ее эффективность зависят не только от качества проекта системы УЧР, но и от институциональных аспектов, сопровождающих укоренение системы УЧР в организационной среде предприятия, в частности от институционального изоморфизма или отражения в организационной структуре социально одобренных способов поведения, взаимодействия и деятельности.

Осознание институциональной природы УЧР и необходимости признания социокультурных факторов ее развития, как являющихся неотъемлемой частью характеристики человеческих ресурсов организации, позволяет рассматривать и систему УЧР в целом, и субъекта УЧР, в частности, как системы социальных групп, статусов, норм, отношений власти и подчинения. УЧР как сознательно конструируемое образование служит не только удовлетворению интересов сотрудников, трудового коллектива, но и используется в качестве инструмента власти и может быть рассмотрена как модель господства одних и подчинения других. К примеру, при решении проблем несчастных случаев на рабочем месте, профессиональных заболеваний и загрязнения окружающей среды на первый план выходят не здоровье и благополучие людей, а расходы и первоочередные задачи производства. Таким образом, система УЧР отражает социальные отношения, предрассудки и дискриминацию, существующую в обществе и конкретной организации.

Не менее важным при рассмотрении институциональных аспектов УЧР является принятие во внимание ценности УЧР как института управления людьми для общества, культуры, социума. Также значительную роль играет понимание целей УЧР и собственно субъекта целеполагания в области УЧР как институционально обусловленных, поскольку институциональная среда влияет не только на объективные реально протекающие процессы УЧР, но и на формирование научных основ, трактующих сущность этого процесса. Последнее обстоятельство обусловливает необходимость анализа ситуации, в которой появляется и реализуется потребность в разработке и внедрении системы УЧР как в плане объективных социокультурных факторов, так и в плане субъективных целей разных социальных групп.

Система УЧР: институциональное измерение

В специальной литературе термин "система УЧР" употребляется в различных контекстах и значениях. В отечественной литературе понятие "система УЧР" рассматривается как "продолжение" и уточнение термина "система управления персоналом" в его организационно-структурной интерпретации, предложенной В. С. Половинко , с учетом особенностей объектов, субъектов и методов управления, отличающих концепции управления персоналом и УЧР. В работе В. С. Половинко на основе теоретического анализа понятия "система" и вариантов контекста его использования в управлении персоналом рассмотрен термин "система управления персоналом" на трех различных уровнях обобщения - абстрактное образование, объективные социально-трудовые процессы, конструкция субъекта.

В качестве объекта разработки и внедрения в деятельности организации ученым используется уровень конструкции субъекта: "образование, сконструированное субъектом для достижения определенных целей с учетом специфики деятельности" , а объектом исследования выступают механизмы и технологии управления персоналом, реализуемые на практике, структура системы, полнота реализации ее функций, соответствие целям организации и др. В. С. Половинко рассматривает процесс реорганизации системы управления персоналом как специфическую управленческую инновацию . На наш взгляд, организационно-структурный аспект позволяет осуществлять исследовательские и проектные процедуры, связанные с развитием деятельности по УЧР: проводить реорганизацию системы УЧР, формировать ее системообразующие подсистемы, разрабатывать технологии УЧР и др.

В зарубежной литературе понятие "система УЧР" используется как синоним системы УЧР-практик, объединяющей различные технологии работы с людьми, взятые в их синергизме, взаимодополнении, взаимоусилении, т. е. системно.

В целях введения "институционального измерения" в определение понятия "система УЧР" автором объединены организационно-структурный и процессуальный аспекты: под системой УЧР предприятия предлагается рассматривать конкретные процессы управления "человеческой" частью организации, институционализированные в организации. Поскольку исследовать, проектировать и изменять процессы УЧР и формы их институционализации в организации мы можем только на основе выделения и (или) конструирования УЧР как системы предмета, то в дальнейшем в настоящей работе под системой УЧР на конкретном уровне обобщения будет подразумеваться системная реконструкция процессов УЧР, взятых в их институционализированных формах.

Словарь управления персоналом. Система управления человеческими ресурсами организации - социальный институт или динамическая система социально-экономических процессов, явлений, норм, правил и формализованных структур, с помощью которых в организации определяются границы, осуществляется управление и устанавливаются формы совместной деятельности сотрудников.

Предложенная автором трактовка системы УЧР позволяет исследовать глубинные механизмы формирования и функционирования системы УЧР. По мнению В. Ефимова , выделяющего в социально-экономической реальности (потоке экономической деятельности) когнитивный, институциональный, организационный и ресурсно-технологический уровни и соответствующие им предметы анализа (верования, правила, власть или отношения влияния между акторами, ресурсы и технологии их переработки), ресурсно-технологический уровень позволяет исследовать результаты экономической деятельности, для исследования же механизма этой деятельности требуется переход на организационный и институциональный уровни, в то время как изменения в механизме экономической деятельности могут быть исследованы на институциональном и когнитивном уровнях.

Вслед за L. Hurwicz и T. Hargrave, A. Van de Ven мы выделяем в структуре системы УЧР как социального института институциональных акторов - субъекта УЧР (как обобщенного, так частного) и субъекта-участника , выступающих как "формально организованные системы учреждений (служб, центров) и профессиональных групп, обладающие определенным, социально признанным назначением" , и институциональные структуры (institutional arrangements), рассматриваемые нами как "правила игры в обществе, или... созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми" . Выделенные компоненты системы УЧР как социального института рекуррентно связаны и формируют друг друга.

Субъект УЧР как институциональный фактор выступает одновременно и как агент, обладающий властью формировать, изменять и отменять правила и нормы работы с людьми в организации, принимающие форму институциональных структур, и как носитель ментальных схем, отражающих эти правила и нормы. Это означает, что субъект УЧР, с одной стороны, противостоит институциональным структурам, формирует их, а с другой - сам подвержен влиянию институтов, возникающих в организации в процессе повседневных трансакций сотрудников и их групп, что отражается на содержании целей деятельности по УЧР и способах целеполагания и целедостижения.

Важным моментом выступает представление о конструктивной деятельности субъекта УЧР, означающее, что невозможно понять деятельность по УЧР, абстрагируясь от субъекта УЧР как живого организма, который включен в определенный контекст, имеющий своеобразную конфигурацию. Субъект УЧР "встроен" в ситуацию управления: руководитель не столько строит организационное окружение, формирует его в соответствии со своими ценностными установками, но и среда творит руководителя, необратимо изменяет его мышление. Конструирующий субъект УЧР и конструируемая им организационная действительность составляют процессуальное единство. Сотрудники в ходе взаимодействия друг с другом "продуцируют" систему УЧР, а система УЧР "продуцирует" социальное в сотруднике, прививая ему организационную культуру.

Динамика системы УЧР как социального института

Представленная структура системы УЧР как социального института позволяет ввести в исследование процессов УЧР и их институционализированных форм многоуровневость. С одной стороны, деятельность по УЧР может быть рассмотрена как индивидуальный феномен (микроуровень в организации) - как результат атомистической деятельности изолированного субъекта УЧР, например, УЧР-департамента.

Действия субъекта УЧР, осуществляемые на микроуровне, влияют на состояние и динамику системы УЧР на макроуровне в организации (обобщенное представление о системе УЧР как некотором монолитном блоке ("черном ящике")), и наоборот. Связывание выделенных уровней предлагается осуществить через сети взаимодействующих институциональных акторов на микро - и институциональных структур на макроуровне в организации.

Базовыми элементами системы УЧР являются взаимодействующие между собой агенты - сотрудники и их группы, конструирующие и реконструирующие в процессе взаимодействия схемы - ментальные образцы, определяющие способы интерпретации реальности и модели поведения (базовые предположения, ожидания, ценности, обычаи, рутины).

Отмеченные схемы обладают двумя важнейшими характеристиками, позволяющими понять особенности УЧР как сложной системы. С одной стороны, ментальные схемы, их разнообразие, адекватность условиям деятельности, широта распространение (разделяемость большинством агентов) и др. обусловлены сетью нелинейных взаимодействий сотрудников и их групп. Базовые предположения, ожидания, ценности, обычаи, составляющие содержание организационной культуры, представляют собой эмерджентные феномены, возникающие спонтанные формы порядка из хаоса. В этой связи поведение агентов в сложной адаптивной системе управляется глобальными и локальными целями и адаптивными правилами.

С другой стороны, ментальные схемы есть результат субъективной интерпретации глобальных и локальных целей и адаптивных правил, которые могут иметь особое значение для агентов. Так, реакция сотрудника на стимул обусловлена не силой, источником, направленностью стимула, а внутренним состоянием сотрудника и имеющимися в его распоряжении ментальными схемами, позволяющими, во-первых, произвести идентификацию этого стимула (что может и не произойти), а во-вторых, интерпретировать и интериоризировать стимул.

Обусловленность взаимодействием и субъективный характер ментальных схем позволяют рассматривать систему УЧР как организационно-замкнутую и обучающуюся, а институциональных факторов - как обладающих гетерогенным опытом и асимметрией в знаниях.

Организационная замкнутость системы УЧР означает, что УЧР связана с окружающей средой не казуально, а структурно, откликаясь на воздействия среды структурными изменениями, при этом именно структурные изменения (а не само воздействие) в дальнейшем изменяют поведение системы. В каждой точке эволюционного пути система представляет собой "протокол" предыдущих взаимодействий со средой и вызванных ими структурных изменений. В этой связи решения, принимаемые в системе УЧР, и действия субъектов системы (топ-менеджеров, специалистов по УЧР, линейных руководителей), составляющих поведение системы, детерминированы не внешними силами, а самой системой, сформированной в результате последовательности автономных структурных изменений.

Интерпретация воздействия на систему и реакция на него структурно детерминированы. Другими словами, конфигурация системы УЧР обусловливает, на какие воздействия внешней и внутриорганизационной среды и как реагировать. Так, цели, стратегии, политики, тактики в сфере УЧР формируются в самой системе, а не навязываются ей извне, посредством внешнего или внутриорганизационного воздействия, не обусловлены целями организационной системы, а есть результат интерпретации субъектом УЧР этого воздействия и этих целей и субъективного оценивания последствий разрабатываемых им стратегий, политик, тактик в сфере УЧР и их эффективности.

Нелинейность социальных взаимодействий, гетерогенность обучения и опыта агентов приводят в действие механизм отбора в коллективной деятельности, благодаря которому отбираются и закрепляются (институционализируются) образцы и нормы поведения, формируются коллективные фреймы. Возникающие в результате взаимодействий агрегированные феномены (институты) - организующие принципы, организованные формы совместной деятельности, нормы и образцы поведения - образуют высший уровень в организации. При этом возникающие институты следует рассматривать и как результат целенаправленной деятельности агентов (субъекта УЧР, формальных и неформальных лидеров, отдельных сотрудников и их представителей), и как непреднамеренный результат взаимодействия агентов в процессе обучения и осуществления коллективной деятельности. Появляющиеся институты метастабильны в том смысле, что существуют дольше, чем сами процессы взаимодействия агентов, которые их порождают. При этом, возникнув, институты выступают инвариантными структурами, регулирующими и формирующими уровни низшего порядка в краткосрочном периоде, включая намерения и действия субъекта УЧР.

В этой связи любое вмешательство сталкивается с инерционным давлением консервативной и невосприимчивой по отношению к инновациям организационной среды. В результате может деформироваться и искажаться сама система УЧР.

Система УЧР как институциональная инновация

Представленная выше динамика системы УЧР как социального института позволяет рассматривать процесс разработки и внедрения системы УЧР в организации как институциональные изменения, в ряде случаев принимающие форму институциональной инновации (например, реорганизация системы УЧР).

Институциональная работа по созданию системы УЧР как социального института включает три базовых направления:

Политическая работа, заключающаяся в предложении новой "доминирующей логики" в отношении управления людьми, убеждении заинтересованных лиц в ее преимуществах, создании коалиций и новых ролевых структур, позволяющих придать новой системе официальный статус и институциональные свойства;

Реконфигурирование системы верований и взглядов в организации, включающее конструирование идентификации сотрудников с новой системой УЧР, осознание ими себя как носителей идеологии УЧР, изменение нормативных ассоциаций сотрудников, с тем чтобы установить новые связи между УЧР-практиками, моральными и культурными основаниями этих практик, а также конструирование социальных сетей, в которых внедряемые УЧР-практики могут получить одобрение;

Изменение границ смысловых систем, в рамках которых вновь созданный институт УЧР получает легитимность, а его основные предпосылки принимаются как должные. Сюда стоит включить такие приемы, как придание новой системе УЧР признанных в организации привлекательных характеристик, или мимикрия (например, УЧР-система тотального менеджмента качества); создание концепций и практик, позволяющих осознать новые нормы и правила работы с людьми как часть существующих ментальных схем, или теоретизирование (концепция оценки человеческого капитала в организации, ориентированной на развитие); воспитание лояльности сотрудников и обучение новым навыкам, необходимым для поддержки новой системы УЧР.

Работа субъекта системы УЧР включает в себя такие направления, как:

- "сращивание" с системой правил и организационных норм, опирающееся на коэрцитивную природу института и предполагающее принуждение и манипулирование посредством аллокации ресурсов, полномочий, правил и процедур для поддержания системы УЧР, постоянный мониторинг согласованности УЧР-практик и других социальных институтов, проведение аудита организационной культуры, создание барьеров, ограждающих систему УЧР от возникновения новых социальных институтов;

Воспроизводство системы норм и верований, ориентированное на мифологизацию системы УЧР, встраивание УЧР-практик в повседневную деятельность сотрудников.

Институциональная работа, направленная на разрушение институтов, препятствующих институционализации системы УЧР в организации, включает в себя:

Разрушение связи между вознаграждением (наказанием) и существующей системой норм;

Разрушение моральных и культурных оснований отдельных УЧР-практик, правил или технологий в рамках определенного социокультурного контекста, в связи с чем данные практики, правила или технологии начинают восприниматься как неподходящие;

Подрыв базовых предположений и верований, который приводит к обесценению и (или) избеганию использования существующих образцов трудового поведения.

Стоит отметить, что разработка и внедрение системы УЧР протекают в условиях институционального плюрализма, в рамках которого необходимо находить пути и методы сосуществования различных институтов. Например, дифференцированные системы УЧР-практик, ориентированные на различные в своей эффективности и потенциальной ценности для организации категории сотрудников, обусловливают создание соответствующих ментальных схем и моральных оснований для дискриминации работников.

Выделенные приемы институциональной работы стоит рассматривать не как последовательно, а параллельно осуществляемые. Приемы работы по созданию института могут относиться не только непосредственно к формированию и внедрению новой системы УЧР, но применяться и к другим социальным институтам, поддерживающим внедряемую систему УЧР. Кроме того, работа по созданию и поддержанию системы УЧР представляет собой не серию периодических мероприятий, а продолжающийся политизированный процесс непрерывного становления УЧР как социального института, который может включать в себя работу по созданию новых институтов и разрушению имеющихся, препятствующих институционализации УЧР.

Подводя итоги проведенного исследования, отметим, что система УЧР, проектируемая и внедряемая в организации с целью повышения эффективности и достижения стратегических целей, всегда существует в определенном институциональном и социокультурном контексте, влияющем как на состав, структуру и содержание системы УЧР, так и на формулирование стратегических целей организации.

Использование концепции институциональной работы артикулирует важнейшую роль политических методов управления в системе УЧР, смещая акцент с управленческого рационализма к управленческому "реализму". Разработку и внедрение системы УЧР в организации предложено трактовать как институциональную инновацию. Применение разработанных автором приемов институциональной работы позволит рассматривать институционализацию системы УЧР в организации как управляемый (направляемый) процесс.

Библиография

1. Бренделева Е. А. Неоинституциональная экономическая теория. М: Дело и Сервис, 2006.

2. Ефимов В. Предмет и метод интерпретативной институциональной экономики // Вопросы экономики. 2007. N 8. С. 49 - 67.

3. Лезурн Ж. Основные элементы теории полезности // THESIS. 1993. Вып. 3. С. 10 - 15.

4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997.

5. Половинко В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация: Монография / Под науч. ред. Ю. Г. Одегова. М.: Информ-Знание, 2002. 484 с.

6. Попова Е. П. Проблема критериев организационного развития // Личность. Культура. Общество. 2004. Вып. 1 (21). 288 с.

7. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 2002.

8. Hargrave Т., Van de Ven A. A collective action model of institutional innovation // Academy of Management Review, 2006. Vol. 31. No. 4. P. 864 - 888.

9. Hurwicz L. Toward a framework for analyzing institutions and institutional change // Markets and democracy: Participation, accountability and efficiency / S. Bowles. H. Gintis, B. Gustafsson (Eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1993. P. 51 - 67.

И. Катунина

зав. кафедрой

менеджмента и маркетинга

Омского государственного университета

Применение системного анализа позволяет исследовать внутреннее строение системы управления человеческими ресурсами, характеристики ее составных подсистем, структуру взаимосвязей, совокупность факторов внешнего воздействия.
Управление человеческими"ресурсами в организации можно предста-вить как сложную систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимоза-висимых подсистем формирования, использования и развития челове-ческих ресурсов, где в качестве системообразующего фактора выступает компетентность как совокупность знаний, квалификации и опыта работ-ников.
Целью подсистемы управления формированием человеческих ресурсов является своевременное обеспечение стратегических планов организации качественными человеческими ресурсами. Подсистема призвана решать следующие задачи: прогнозирование и планирование потребностей в человеческих ресурсах; организация маркетинга человеческих ресурсов; проведение кадрового мониторинга и аудита; удовлетворение спроса путем привлечения, подбора и отбора работников по определенным качествам; профессиональная и социальная адаптация новых работников.
Подсистема использования человеческих ресурсов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации интеллектуальных, профессиональных, творческих и предпринимательских способностей работников для достижения поставленных целей организации. Ее задачами являются: совер-шенствование организации и содержания труда работников, повышение качества их трудовой жизни; внедрение гибких систем оплаты и стимули-рования трудовой деятельности; реализация социальных программ; регу-лирование трудовых отношений на основе партнерства и сотрудничества; вовлечение работников в дела фирмы; развитие новаторства, творчества, внутрифирменного предпринимательства.
Ключевое значение в современных организациях приобретает подсистема развития человеческих ресурсов, нацеленная на повышение уровня знаний, способностей, ценностей, мотивов работников в соответствии с новыми стратегиями и корпоративной культурой предприятия. К основным задачам подсистемы можно отнести: профессиональное образование, подготовку и переподготовку работников; повышение квалификации; профессиональную ориентацию и планирование карьеры; ротацию и делегирование полномочий; внутрифирменное консультирование, работу с управленческим резервом; создание условий для самообразования и са-моразвития.
Исследование управления человеческими ресурсами с позиций системного подхода дает возможность изучить все виды деятельности, направленные на формирование, использование и развитие способностей работников для достижения поставленных организационных целей.
В основе формирования системы управления человеческими ресурсами лежит интеграция и дифференциация функций управления (рис. 11.1). Ранее многие функции, относящиеся к персоналу, были рассредоточены по экономическим, производственным, юридическим службам предприятий. Сегодня происходит интеграция управленческих функций, ориенти- рованных на активизацию человеческого фактора, что вызывает изменения в структуре кадровых служб, усложнение и расширение задач управления человеческими ресурсами, возрастание их организационного статуса, закрепление за ними стратегической роли во внутрифирменном развитии.
Успех реализации системной концепции управления человеческими ресурсами на российских предприятиях определяется действенностью внутрифирменного механизма управления, который базируется на сочетании мобилизующей функции рациональной (жесткой) модели, нацеленной на решение сложных задач, и стимулирующей функции поведенческой модели (мягкой), основанной на грамотной мотивации и вовлеченности работников в дела организации.
Результаты исследований московских организаций разной формы собственности свидетельствуют о том, что потенциал специалистов ис-пользуется пока в среднем на 20-30%. Среди мотивов трудовой дея-тельности преобладают краткосрочные цели и ценностные ориентации, происходит замена высших потребностей (по Маслоу) низшими. Исчезла или значительно уменьшилась роль труда на благо общества, коллектива. Среди опрошенных работников постоянную тревогу испытывают 46% рес-пондентов, неуверенность - 32%, разочарование - 25%.
Все это подтверждает необходимость перестройки внутрифирменного механизма управления человеческими ресурсами с административно-командных методов воздействия на реализацию мотивационного менеджмента.
Совершенствование механизма управления человеческими ресурсами в современных организациях предполагает применение стратегического подхода, основанного на разработке и реализации долговременной программы формирования и развития способностей, потребностей и ценностей работников для обеспечения организационных и личных конку-рентных преимуществ в рыночной среде.
Под стратегией управления человеческими ресурсами понимается генеральный план действий и управленческих решений по развитию компетенции и мотивации сотрудников для достижения долгосрочных целей и удовлетворения индивидуальных потребностей. Стратегия управления человеческими ресурсами рассматривается как важная составляющая корпоративной стратегии, тесно связанная с жизненным циклом организации и ее культурой.
В условиях динамизма и неопределенности внешней среды стратегия управления человеческими ресурсами в отличие от кадровой политики базируется на объективном анализе организационного окружения и всесторонней оценке внутрифирменного потенциала человеческих ресурсов. Для диагностики факторов воздействия внешней среды и объективной оценки соответствия профессионально-квалификационных и социально- демографических характеристик человеческих ресурсов поставленным стратегическим целям и задачам кадровые службы активно используют такие современные формы, как кадровый мониторинг, социальный аудит.
Успех реализации стратегии управления человеческими ресурсами в организации зависит от следующих условий:
четкости и реальности поставленных целей, основанных на миссии и корпоративных задачах организации;
объективности и комплексности диагностики внутреннего и внешнего воздействия) на систему управления человеческими ресурсами и организации в целом;
конкретности и последовательности организационных планов, обеспеченности их всеми видами ресурсов;
профессионализма управленческих кадров как разработчиков и организаторов программ действий на уровне работника, группы и коллектива в целом;
« вовлеченности и участия работников в разработку и выполнение стратегических планов;
качества контроля реализации стратегического плана и оценки его социально-экономической эффективности.
К важнейшим направлениям перестройки внутрифирменного механизма управления человеческими ресурсами следует отнести обогащение содержания труда, направленное на удовлетворение технологических и организационных требований стратегического развития организаций, а также на удовлетворение личных потребностей работников в результате трудовой деятёльности.
На отечественных предприятиях в условиях роста социальной напряженности отмечается возрастание отчуждения труда. Российские работники остаются лояльными к монотонной неинтересной работе, сложным производственным условиям. Работа выступает как единственный источник дохода, и это определяет экономическое поведение россиян.
Результаты социологического опроса, проведенного в 1999 г. на шести столичных предприятиях, показали, что около 18% работников в течение рабочего дня работают с низкой эффективностью. При этом почти каждый пятый из числа опрошенных полагает, что у него есть резервы для повышения производительности труда. Большинство работников (80%) уверены, что они не в состоянии повлиять на содержание собственного труда. Лишь 8% работников считали себя способными изменить содержание труда, а 10,6% допускали такую возможность.
На основе изучения передового опыта развитых стран и современной российской практики можно наметить следующие пути обогащения содержания труда:
расширение интегральной организации труда на основе создания комплексных, самоуправляемых рабочих групп, ориентированных на реализацию конкретного проекта или задачи;
замена жестких вертикальных отношений бюрократического типа гибкими, горизонтальными связями межфункционального и меж-фирменного взаимодействия;
внедрение дистанционной формы организации труда с использованием локальных и глобальных телекоммуникационных и компьютерных систем, создание виртуальных офисов;
¦ распространение практики разделения должностей, гибких режимов труда, использования временной рабочей силы по индивиду-альным краткосрочным договорам.
Суть реформирования трудовой деятельности состоит в отказе от традиционного функционального подхода, состоящего в усилении специализации труда, организации рабочего процесса как единства времени, пространства и действий, и переходе к коллективной интегральной деятельности, базирующейся на гибкой организации труда, концептуальных знаниях и умениях работников, их мотивации к производительному и творческому труду, высоком профессионализме менеджеров.
Важным условием эффективного функционирования механизма управления человеческими ресурсами является согласование интересов основных субъектов трудовых отношений на основе конструктивного взаимодействия, партнерства и сотрудничества, развития демократизации и самоуправления на уровне организации.
Результаты исследований показывают, что трудовые отношения на отечественных предприятиях часто характеризуются социальной конфронтацией; отношение к коллективному договору у рабочих и администрации сохраняется формальным. Более половины руководителей (57%) под социальным партнерством подразумевают способ разрешения трудовых конфликтов. Менее половины (43%) руководителей считают, что главное в социальном партнерстве - это объединение усилий работников и администрации в давлении на правительство, местные органы власти для достижения целей организации. Небольшая часть (5-6%) работодателей видит в социальном партнерстве способ, позволяющий наемным работникам добиваться определенных социальных льгот и гарантий. Профсоюзные работники не готовы к активному диалогу с администрацией, испытывают трудности в получении информации.
В настоящее время в российских организациях стало формироваться понимание важности развития партнерства на основе сотрудничества и самоуправления. Для практической реализации принципов конструктивного социального партнерства необходимо привести организационно-правовую базу в соответствие с требованиями рыночной экономики, законодательно определить критерии представительности работников и работодателей, их полномочий на ведение коллективных переговоров, разработать право-вой механизм взаимодействия субъектов трудовых отношений, проведе-ния примирительных процедур, повышения ответственности должностных лиц за выполнение норм действующего законодательства.
Среди основных направлений совершенствования механизма кадрового менеджмента важное место занимает внутрифирменное развитие человеческих ресурсов как стратегических, обеспечивающих достижение эффективности и конкурентоспособности организации.
В последнее время в развитых странах под влиянием информационно-интеллектуальной революции происходит преобразование традиционных индустриальных организаций в новый тип - «обучающиеся организации», где в качестве ключевого ресурса выступают не материальные и финансовые ресурсы, а знания, интеллект, инновации, информация. По мнению исследователей, ежегодный износ знаний достигает 10-15%. Уже сейчас на переподготовку специалистов в развитых странах отводится до 20% рабочего времени, а на самоподготовку - до 10 часов в неделю и 40-80 часов в год в форме корпоративного обучения.
Обучающиеся организации - это профессиональное сообщество, коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на постоянное обновление знаний, а также саморазвитие для достижения поставленных целей и удовлетворения личных потребностей. Обучающейся организацией может быть любая коммерческая и некоммерческая организация, лоскольку определяющим является не вид продукции или услуги, масштаб или правовая форма, а стиль организационного поведения, стратегия развития. Данный тип современных организаций характеризуют три основных качества: гибкость, адаптивность и инновационность.
В обучающихся организациях внутрифирменное (корпоративное) развитие человеческих ресурсов, следует рассматривать как ключевой вид управленческой деятельности, где объектом является не отдельный работник или группа, а вся организация в целом, способная к постоянному изменению, обучению. Характерные черты и приоритеты корпоративного обучения состоят в следующем:
корпоративное обучение в отличие от традиционного «профессионального обучения» носит опережающий характер по отношению к структурным изменениям, обновлению, потребностям практики;
в корпоративное обучение вовлечены все члены организации: от руководителя до вспомогательного персонала;
корпоративное обучение является мотивирующим обучением, на-правленным на формирование у работников внутренней потребности к овладению новыми знаниями, навыками и способностями для достижения личного и общего успеха;
корпоративное обучение представляет непрерывный процесс приобретения новых профессиональных компетенций, а также социально-культурного, интеллектуального развития работника;
корпоративное обучение - это сложная система разнообразных форм создания и развития трудового и творческого потенциала
организации, включая обучение на рабочем месте и вне его, самообразование, комбинированные формы обучения;
- корпоративное обучение является инновационным или креативным, стимулирующим творчество, новаторство, инновационное мышление у обучающихся, оно не дает готовых рецептов и решений;
корпоративное обучение синтезирует разные области знаний (эконо-мики, менеджмента, права, финансов, психологии и т.д.), которые, взаимодействуя с первичным профессиональным образованием, развивают и обновляют его, формируют необходимые технические, социальные и методические подходы;
корпоративное обучение представляет гибкий, мобильный, многовариантный образовательный процесс, способный адаптироваться к динамичным изменениям в обществе, экономике и производстве;
корпоративное обучение базируется на активных методах передачи знаний, обучая действием, а не пассивным воспроизводством прошлого или существующего социального опыта;
корпоративное обучение - это дорогостоящее образование, требующее инвестиционного подхода к финансированию учебных программ и создания образовательной инфраструктуры организации.
Понятие «развитие человеческих ресурсов» - более емкое и широкое, чем внутрифирменное обучение, так как оно отражает не только приобретение работниками новых профессиональных навыков и умений, но и обновление знаний, способностей, мотивов, ценностей в процессе каждодневной трудовой деятельности в организации. Смысл существования обучающихся организаций - непрерывный процесс саморазвития, обучения, обновления работников, нацеленных на повышение уровня компетентности как основы личной и организационной конкурентоспособности.
В обучающейся организации происходит эволюция работника из исполнителя, трудовое поведение которого сосредоточено на выполнении заданий и инструкций руководства, в профессионала, менеджера, инноватора, предпринимателя. Изменение роли работников в организации предполагает внедрение прогрессивных технологий, направленных на активизацию их трудового, творческого, интеллектуального и предпринимательского потенциала.
Формирование новых подходов к управлению и развитию человеческих ресурсов выдвигает задачу профессионализации управления.
В новых условиях хозяйствования остро проявилось противоречие между расширением и усложнением управленческих задач в сфере труда и реальными возможностями отечественных кадровых служб, низким уров-нем их профессионализма. Среди руководителей кадровых подразделе- ний 41% имели техническое образование, 32% - педагогическое, 11,5% - юридическое, 3,3% - специальность социолога, психолога, экономиста. Необходимо реформировать всю систему подготовки управленческих кадров в области человеческих ресурсов, включая базовое и дополнительное профессиональное образование (послевузовское, повышение квалификации и переподготовку), создав практические условия для появления профессиональных менеджеров на уровне организации.
Профессионализация управления человеческими ресурсами рассмат-ривается как целостная система специальной профессиональной подготовки и развития компетентности управленческих кадров для эффективной деятельности по управлению человеческими ресурсами в организациях.
Профессионализация управления человеческими ресурсами определяется тремя основными факторами:
профессиональной подготовкой;
компетентностью и мотивацией профессиональной деятельности;
организационной средой реализации профессионализма.
В последнее время в России в университетах, академиях и институтах ведется интенсивная подготовка менеджеров по персоналу в рамках специальностей «Менеджмент организации», «Экономика и социология труда», «Государственное и муниципальное управление». Расширяется подготовка управленческих кадров в системе послевузовского образования по программе «Управление человеческими ресурсами».
Усложнение и расширение функций управления человеческими ресурсами в современных российских организациях требует реформирования системы профессиональной подготовки управленческих кадров, а также создания организационных и социально-экономических условий проявления профессионализма. В настоящее время в общественном сознании уже формируется понимание важности управления человеческими ресурсами как ключевого фактора повышения эффективности и конкурентоспособности организаций и общества в целом, что создает предпосылки для становления отечественной системы профессионализации управления.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»